Новость: творческие кружки в большей степени, чем занятия спортом, улучшают настроение и самооценку полных детей

«Не можете решить проблему? Бегите!» Ученый о том, как тренировки влияют на настроение и самооценку

В совместной с МТС рубрике «ЗОЖ» мы рассказываем, как можно менять свое тело и мысли. Сегодня выясняем, как обычная пробежка решает проблемы на работе и почему спортзал может спасти от депрессии. Наш эксперт – младший научный сотрудник лаборатории психологии спорта Ян Сороколит.

– Почему занятия спортом влияют на настроение?

– Во время выполнения физических упражнений вырабатываются гормоны-нейромедиаторы, которые улучшают настроение и самочувствие человека, тем самым приносят радость и удовлетворение. Это дофамин, эндорфины, адреналин и окситоцин. Каждый из них особенный и имеет свою конкретную функцию.

Дофамин – один из главных элементов в системе вознаграждения, который вызывает чувство удовольствия и служит своеобразной психологической наградой. Во многом благодаря ему у человека появляется желание. Выработку дофамина провоцирует любая активность, будь то вид спорта или обычная пробежка. Этот гормон помогает человеку мотивировать себя к чему-либо. Во многом на нем завязана мода на спорт и здоровый образ жизни. Маркетологи обещают людям, что после тренировки их ждет что-то хорошее, какое-то вознаграждение в виде красивого тела и здоровья. И люди отправляются в зал в погоне за дофаминовыми радостями.

Эндорфины – это природные опиаты, которые вырабатываются в железах нервной секреции. Они помогают человеку справляться с болью. Это во многом объясняет желание изнурять себя физически тяжелыми упражнениями. Ведь как результат в ответ на перенесенную боль человек получает прилив положительных эмоций на биохимическом уровне.

Адреналин – это гормон, ради которого люди идут на всякие авантюры: катаются на «американских горках», рискуют жизнью и занимаются экстремальными и соревновательными видами спорта. Тут все дело в чувстве эйфории и внутреннего подъема, которое он вызывает. В дозированных количествах он никакого вреда не несет, а даже наоборот – полезен. Но, если жизнь превращается в погоню за необходимыми ощущениями, это уже адреналиновая зависимость. С этим гормоном очень важно чувство меры.

Окситоцин – так называемый «гормон любви», который человек получает благодаря общению и отношениям с людьми. Для его выработки не обязательно должны быть контакты с любимым или родственниками. Достаточно будет, например, общения с товарищами по команде или знакомыми из тренажерного зала. Ощущение того, что человек не одинок, что его ценят, интересуются его жизнью, разделяют интересы, как раз и провоцирует выработку этого гормона. О его положительных свойствах можно говорить много: здесь противодействие стрессу, скорейшее восстановление мышц, снижение страхов и тревоги, даже продление жизни.

– Как эти нейромедиаторы проявляют себя на практике?

– Поговорим о депрессии. Один из симптомов, который появляется у людей с такой проблемой, – это ангедония, утрата способности получать удовольствие. То есть если раньше любимое дело, общение, вкусная еда приносили человеку радость и приятные ощущения, то в состоянии депрессии он попросту теряет ко всему этому интерес. В такой ситуации полезно сходить на тренировку уже потому, что с собственной биохимией человек бороться не в состоянии. Хорошенько выложившись в зале, он, хочет того или нет, получит выброс эндорфинов и, как следствие, подъем сил и хорошее настроение. В таком состоянии ему будет проще бороться со своими проблемами.

Часто спорт оказывается хорошим средством для выхода из тупиковых ситуаций. Например, на работе у вас плохие отношения с начальством, из-за этого вы постоянно испытываете стресс. Но дело свое любите и бросить не можете. Вы думаете: нельзя так жить постоянно, надо как-то разрешить негативную ситуацию. Но начальник отношения к вам не меняет, и повлиять на это вы не можете. Снова и снова эти мысли закручиваются в голове, и круг замыкается: вы ищете решение, не находите его, расстраиваетесь и снова безрезультатно ищете. Попробуйте в таком случае сходить в спортзал, хотя и может показаться, что в такой ситуации тратить свое время на спорт неразумно. Зачем? Все просто. На самом деле есть тесная связь между эмоциями и мышлением. Если эмоции подавлены, человеку сложно думать. Физическая активность – лучший стимулятор для насыщения мозга кислородом и выработки эндорфинов, которые поднимут настроение. За счет этого у вас будет лучше работать мышление, вы станете более трудоспособным и уравновешенным. Если вернуться к нашей ситуации, возможно, в таком состоянии вам будет проще понять, чем же так недоволен ваш шеф, и найти с ним общий язык. А может, и вовсе решиться на более радикальные меры и найти другую работу. С вашей-то приобретенной работоспособностью и уверенностью в себе!

– А какие виды спорта лучше всего подходят для борьбы со стрессом?

– Единственная панацея, которая однозначно подходит всем, – это бег. Вы бежите один, ни с кем не соревнуетесь, ни от кого не зависите. Это самое удобное, дешевое и эффективное средство от стрессов и способ получения эйфории. Только достаточно продолжительные и интенсивные физические нагрузки дают положительные психологические эффекты. При этом физические нагрузки аэробной направленности – такие как бег, плавание, танцы – связаны с более положительными изменениями настроения, чем анаэробные нагрузки – тяжелая атлетика, пауэрлифтинг. В остальном любая активность, которая доставляет вам удовольствие, – это источник эндорфинов. Нет определенного вида спорта, который больше подходит для нормализации психического состояния, всё индивидуально. Есть более и менее социальные виды спорта, командные и индивидуальные. Выбор того или другого – ваше личное дело. А если все-таки сомневаетесь, можете пройти специальное психологическое тестирование. Такое тестирование можно пройти в нашей лаборатории, и доступно оно не только профессиональным спортсменам, но и всем желающим.

Читайте также:  Через сколько после еды можно заниматься спортом и когда можно есть

– А может быть так, что эйфории нет?

– Общая схема такова, что эйфория должна быть обязательно. Исключение может быть только в трех случаях. Первый – вы недостаточно выкладываетесь на тренировке. Эндорфины появятся только тогда, когда вы будете вынуждены преодолевать боль и усталость. В случае с бегом дело не в дистанции и скорости, а во времени. Результата можете ждать только спустя 30 минут от старта. Если труда и боли не было, то и выброса гормонов не будет. Второй случай – это стресс, если нагрузка на организм слишком большая. Например, если с непривычки вы бегали два часа и просто валитесь с ног, то получите только негативные ощущения и усталость. Третий – неправильные ожидания. Если девушка идет на стадион или в зал только для того, чтобы покрасоваться в обтягивающих трико и получить внимание местных спортсменов мужского пола, но не получает его, то ее ждет разочарование. Какие уж здесь эндорфины. Поэтому очень важно понимать, для чего вам нужны занятия спортом и какого результата вы от них ждете.

– Есть ли минусы для психики у занятий спортом?

– Конечно же, минусы есть. Особенно осторожным нужно быть людям с психологическими проблемами. Например, доказано, что занятия единоборствами повышают агрессивность человека. Если парень приходит в спортивную секцию для того, чтобы утвердиться за счет более слабых, то это будет предпосылкой для развития девиантного поведения, причем не только на занятиях, но и в обычной жизни.

Еще одна проблема – неправильная дозировка нагрузок. Если вы будете настолько сильно уставать на занятиях, что не сможете работать, это выльется не только в физическую усталость, но и легко может перерасти в стресс. Перебор со спортивными увлечениями опасен для людей, которые предрасположены по каким-то генетическим факторам к цели во что бы то ни стало получить дозу эндорфинов. Важно вовремя обратить на это внимание и понять, что есть и другие вещи, которые приносят радость. Иначе у человека будут развиты нейронные связи, настроенные на получение эндорфинов только от спорта. В таком случае личность не сможет развиваться гармонично и будет сильно ограниченной.

– Однозначно ли положительно спорт влияет на самооценку?

– Самооценка – сложное динамичное свойство личности, подверженное постоянным изменениям. Всё зависит от потребностей и мотивов человека. Установлено, что в результате физических тренировок может измениться восприятие собственного тела и повыситься уровень самооценки. Адекватный уровень самооценки необходим для нормального психического функционирования человека, а физические нагрузки помогают взрослым и детям лучше себя оценивать – благодаря повышению общего уровня физической подготовленности, получению социального опыта, достижению поставленных целей.

Например, парень хочет подкачаться. И это не просто хобби, а потребность. Со своей физической формой он не встраивается в социальную жизнь или у него есть комплекс неполноценности. Он приходит в зал и сразу пытается взять большие веса, или выполняет много упражнений, или после прокачки пресса на следующее утро ждет «кубики» на животе, но они не появляются. Для организма это большой стресс. И человека ждут негативные впечатления от того, что он делал. Следовательно, могут появиться и проблемы с самооценкой. Здесь главное – четко понять, что это образ жизни, и не ждать быстрых достиженией. Тогда будет позитивный эффект. Основные принципы спортивных нагрузок – системность и постепенное увеличение.

– А могут ли занятия спортом изменить личность?

– Темперамент, тип нервной системы – экстраверт и интроверт – генетически предрасположенные свойства, которые никак не изменить. Нужно просто принять это и иметь в виду. Другое дело – не очень хорошие навыки коммуникации, которые благодаря занятиям спортом, а особенно командным, можно улучшить. Оставаясь интровертом, вполне реально быть коммуникабельным. Взрослому человеку, если у него до сих пор не сформированы навыки общения, будет сложно влиться в новый коллектив и перебороть себя. Но здесь главное – все-таки попытаться победить свой страх. А дальше в дело вступит окситоцин, который улучшит настроение, и страх со временем пропадет.

Черты личности человека, обусловленные средовыми факторами (т.е. приобретенными за время жизни), могут вполне успешно изменяться. Благодаря занятиям спортом и хотя бы маленьким победам над собой человек может стать более уверенным в себе и целеустремленным. Физическая активность активизирует работу нервных сетей, и они становятся гибкими. В результате у человека появляется больше энергии и оптимизма, он может радоваться мелочам: например, хорошей погоде.

Читайте также:  Как исправить осанку в домашних условиях

– Правда ли, что человек может привыкнуть к чему угодно, в том числе и к регулярным занятиям спортом, ровно за 21 день?

– Правда. Одно из главных свойств мозга и центральной нервной системы – это нейропластичность. Человек в силах самостоятельно формировать и разрушать нейронные связи. Так появляются и пропадают привычки. И для становления этой самой связи нужны как раз 21 сутки. Этим объясняется и то, что, позанимавшись всего пару раз, не стоит ожидать, что ноги сами поведут вас в зал или на пробежку.

– Стоит ли ожидать, что регулярные тренировки радикально изменят ваш образ жизни?

– Из-за регулярных занятий хотя бы часть жизни человека структурируется и систематизируется. Психологически это очень позитивно. Ощущение того, что человек не может контролировать и влиять на какие-то аспекты – экономический кризис, природные катаклизмы, – зачастую вызывает стресс и психологические проблемы. Чтобы взять под контроль хоть что-то, человек ходит в тренажерный зал каждый понедельник, среду и пятницу. Он решил что-то сделать, составил план, успешно его реализует и ощущает контроль над собственной жизнью. Плюс к этому благодаря занятиям спортом у человека повышается самооценка за счет того, что он чего-то достигает. В итоге мы получаем хороший способ справиться с неконтролируемой стрессовой ситуацией.

– Если в тренировках столько плюсов, почему спортом занимаются далеко не все?

– Многие прекрасно знают, что полезно бегать по утрам. Но, кроме недостатка мотивации и пресловутой лени, важным остается социально-экономический фактор. Недостаток денежных средств – это материальный стресс. Только чувствуя себя финансово независимым, человек может позволить себе тратить время на развлечения и саморазвитие. Многие предпочтут сверхурочную работу пробежке или тренировке. Потому, как только условия жизни человека улучшаются, он начинает наконец обращать внимание на то, что деньги – это не главное. А здоровье у нас только одно.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: CityDog.by, mota.ru.

ЧУП «Лабс Паблисити Груп», УНП 191760213

Научно-
образовательный
портал IQ

  • Темы
  • Исследования
  • Колонки
  • Тесты
  • Подкасты
  • Книги
    • Списки литературы
    • Фрагменты
  • Картотеки
  • Интервью
  • .

Внешкольная деятельность до сих пор оставалась белым пятном исследований детства. Данные об учреждениях дополнительного образования детей, которые были получены в ходе Мониторинга экономики образования по результатам анкетирования 400 руководителей этих структур, не позволяют судить о предпочтениях детей и влияния внеклассной активности на их самооценку и развитие. Даниил Александров и Валерия Иванюшина впервые представили широкомасштабное исследование, которое позволяет дать ответы на эти вопросы.

Эксперты опросили самих потребителей внеклассных услуг – школьников. «Математика» проекта составила свыше 6 тысяч анкет, полученных в четырех регионах России: в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Псковской и Томской областях.

Респондентами стали девятиклассники, живущие в населенных пунктах разной величины: от мегаполиса (Санкт-Петербург) до малых городов и сел. Их просили вспомнить свой опыт посещения кружков в начальной и средней школе (список разновидностей занятий включал 45 позиций). Сюжетами исследования стали охват и инфраструктура дополнительного образования, наиболее популярные виды занятий и возрастные «пики» внеклассной активности. Были изучены и причины неучастия в кружках. Наконец, анализировалась связь между внеучебными занятиями и самооценкой детей и удовлетворенностью школой.

Итоги исследования опубликованы в статье «Социализация через неформальное образование: внеклассная деятельность российских школьников», вышедшей в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования», № 3 за 2014 год.

Кружки доступны не всем

«Посещение различных кружков и секций школьниками в нашей стране представляет собой культурную традицию, – отметили Александров и Иванюшина, ссылаясь на развитую систему дополнительного образования в СССР. – Эта практика до сих пор широко применена».

Тем не менее, как подтвердило исследование, часть детей не участвуют во внеклассных занятиях. В больших городах таких респондентов – 4%, в средних и малых – 7%, в поселках – 15%.

Между тем, внешкольная деятельность позволяет детям приобрести те навыки, которые не всегда могут быть получены на уроках, подчеркивают авторы статьи. В этом смысле особенно плодотворны структурированные внешкольные занятия. Они проходят под руководством опытных наставников, укладываются в определенное расписание и нацелены на развитие специфических способностей. Среди социализирующих навыков, которые формируют кружки, эксперты выделяют умение работать в команде, тайм-менеджмент, целеустремленность, самостоятельность и умение общаться.

Для выяснения причин неучастия детей в кружках исследователи включили в анкету вопрос: «Есть ли какие-то занятия, на которые вы хотели бы ходить, но не ходите?». Примечательно, что ответы дали 70% респондентов, что свидетельствует о большом интересе школьников к внеурочной деятельности. Даже те, кто уже ходит в кружки, говорят о своем желании заниматься чем-то еще.

Те, кто не участвует во внеклассных занятиях, могли выбрать три варианта объяснений. Чаще всего респонденты сетуют на нехватку времени. Таковы ответы 70% школьников в больших городах и 55-60% детей в малых городах и поселках. Подобная ситуация может быть связана с возрастанием школьной нагрузки к девятому классу, комментируют авторы статьи.

Читайте также:  Упражнения при остеохондрозе пояснично-крестцового отдела позвоночника, лечебная гимнастика

Вторая частая причина, по которой дети не занимаются в кружках, – отсутствие в поселении инфраструктуры дополнительного образования. Если в городах этот вариант выбрали примерно четверть (25-28%) детей, то в поселках – уже половина школьников, рассказали эксперты. Таким образом, на селе спрос на кружки явно не удовлетворен.

Дороговизна занятий стала барьером, прежде всего, для детей из больших городов (22%). Очевидно, что в городе больше платных занятий, чем на селе.

Большинство школьников занимаются спортом

Виды занятий были разделены на пять категорий: спорт – 20 видов, искусство (музыка, танцы, живопись и пр.) – 9 видов, научные и технические кружки (10 видов), иностранные языки и другие занятия (шитье, макраме и пр.). По данным исследования, дети редко ограничиваются одним кружком. Среднее число кружков в год на человека – полтора-два. Причем спектр внеклассных активностей может меняться: дети пробуют себя в разных видах деятельности.

Наиболее популярны среди школьников спортивные занятия – это 57% внеклассной активности. На втором месте – искусство (игра на музыкальных инструментах, пение, рисование, театр), им занимаются четверть опрошенных. Иностранные языки – на третьем месте по популярности (9%).

Наименее востребованными оказались научно-технические занятия – в такие кружки ходят лишь 6% детей, подсчитали исследователи. Наиболее популярные – математические и компьютерные.

Это направление внешкольного образования нуждается в дополнительных мерах развития, констатируют исследователи. К слову, в государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы особый упор делается на стимулирование исследовательской и конструкторской деятельности детей.

Девочки любят изящные искусства, мальчики – спорт

Гендерные предпочтения относительно кружков проявляются довольно ярко. И девочки, и мальчики одинаково часто занимаются плаванием и иностранными языками. Однако в остальном выбранные ими занятия различаются.

У девочек в почете танцы, пение, игра на музыкальных инструментах и изобразительные искусства. У мальчиков излюбленные занятия – футбол, единоборства, велосипед, ролики и скейтборд.

В начальной школе главные посетители кружков – девочки. В третьем и четвертом классах на одну девочку приходится 2,5 кружка, на одного мальчика – меньше двух. Однако в средней школе, к седьмому классу, частота посещений кружков у девочек и мальчиков выравнивается (2,45 кружка на мальчика и 2,4 кружка на девочку), а дальше мальчики и вовсе опережают девочек (для первых показатель – 2,54, для вторых – 2,33). Впрочем, к девятому классу интенсивность внеклассной деятельности снижается у всех.

С возрастом детей больше интересует культура тела

Исследователи выявили возрастные нюансы посещаемости кружков. Так, младшие школьники чаще посещают пение, танцы, изобразительные искусства, гимнастику, плавание и шахматы. В средней школе интенсивность этих занятий убывает. Частота занятий командными видами спорта (футбол, баскетбол и пр.), а также катания на велосипеде, роликах и скейтборде, напротив, достигает кульминации в средней школе (5-7 класс). Зато к девятому классу она падает.

Особняком стоят фитнес и аэробика у девочек и бодибилдинг и тренажерный зал у мальчиков. Эти занятия отражают формирование «взрослого» отношения к культуре тела, заботу о здоровье. Частота таких занятий возрастает к девятому классу.

В больших городах интенсивность занятий на протяжении всей школы заметно выше, чем в средних и малых городах и поселках. Впрочем, в мегаполисах и предложение намного шире.

Центрами дополнительного образования стали школы

Главным институтом, предоставляющим услуги внеклассного образования, стали общеобразовательные и специальные (музыкальные, спортивные, художественные) школы. В кружки, организованные в школах, ходят до половины опрошенных детей, а в кружки в специальных школах – в районе трети (30%), подсчитали Александров и Иванюшина.

Показательно, что даже командными видами спорта дети чаще занимаются в секциях при общеобразовательной, а не при спортивной школе.

Кружки повышают самооценку детей

Исследователи сравнили влияние, которое оказывают структурированные и неструктурированные (самостоятельные) занятия спортом на самооценку школьника – общую, физическую и академическую. Эти виды самооценки стали зависимыми переменными при построении регрессионных моделей. Независимые переменные – частота структурированных и «бессистемных» занятий.

Как можно было предвидеть, самая сильная связь существует между занятиями спортом и физической самооценкой. Причем эффект структурированных занятий выражен значительно сильнее (регрессионный коэффициент связи составляет 0,316; в случае с неструктурированными занятиями этот показатель – лишь 0,092).

«Занятия спортом также значимо связаны с высокой академической самооценкой, – подчеркнули авторы статьи. – Причем эффект сильнее для структурированных занятий». Регрессионный коэффициент связи составляет здесь 0,123 (для самостоятельных занятий – 0,040).

Общая самооценка также положительно связана со структурированными занятиями спортом, хотя эффект и довольно слабый (0,044).

В работе была выявлена связь между занятиями спортом и чувством удовлетворенности школой. Можно предположить, что эта связь будет сильнее тогда, когда школьники занимаются спортом именно в школе, а не в других учреждениях, добавляют исследователи.

Таким образом, структурированный спорт – а это, напомним, самая существенная часть внешкольных занятий – не только хорошо воздействует на физическое здоровье ребенка, но и помогает формированию позитивного отношения к учебе и к самой школе.

Необходимо и дальше исследовать, как занятия в кружках и секциях влияют на академическую успеваемость и социально-психологические установки детей с учетом их индивидуальных и семейных характеристик. Такие данные позволят сделать то, что давно назрело: сформулировать обоснованную стратегию формирования инфраструктуры дополнительного образования. А затем создать финансово-экономические механизмы, обеспечивающие равный доступ к кружкам и секциям детям из разных семей и населенных пунктов, отметили исследователи.

Читайте также:  Упражнения для глаз при работе на компьютере - убираем усталость глаз

Спорт как средство развития креативности детей

Спорт – это игра, а игра связана с творчеством. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным.

Скачать:

Вложение Размер
развитие креативности детей 80 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт педагогики и психологии детства.

по дисциплине «Инноватика».

Спорт как средство развития креативности детей.

Автор: Мухаярова Ю.Г.

Руководитель: Калинина Г.П.

1 глава. Понятие креативности. Развитие творческих способностей

2 глава. Развитие креативности детей посредством спорта. 9

2.1. Понятие «спорт», виды спорта и их влияние на детей. 9

2.2. Спорт как одно из средств развития креативности детей. 11

Список литературы. 15

ФГТ определяют новые концептуальные принципы и подходы к формированию и структурированию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентированы на новые планируемые результаты образования детей дошкольного возраста, обозначают приоритет деятельностного, личностного, интегративного подходов в организации образовательного процесса.

В Концепции дошкольного воспитания 1989г. отмечается, что на любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальные особенности психики и поведения. Быть человеком – это значит не только быть “таким, как все”, владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.

В Концепции содержания непрерывного образования 2003г. выделено, что ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Креативность – слово, которое сегодня у всех на устах. Его можно встретить как личную характеристику, в большинстве резюме людей различных профессий (и не только творческих).

Креативное мышление имеет ценность в бизнесе, науке, культуре, искусстве, политике, спорте — словом, во всех динамичных жизненных областях, где развита конкуренция. В этом и заключается ее ценность для общества.

Например, предпринимателям креативность позволяет увидеть перспективу там, где, казалось бы, ее уже давно нет. Писателям креативные способности позволяют находить оригинальные сюжеты, от чтения которых трудно оторваться. Психологам креативность помогает изобретать новые методы коммуникации с клиентами. Креативность ученых является важным фактором человеческого прогресса. Креативные способности играют особую роль в видах спорта, они способствуют высокому уровню спортивного мастерства, поскольку обеспечивают процесс нахождения нестандартных решений в тренировочной и соревновательной деятельности. Важен креативный подход для таких профессий как: инженер, дизайнер, PR агент, рекламщик. … креативность и творчество идут рука об руку.

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие креативности у детей дошкольного возраста.

Можно предположить, что занятия спортом помогут развить у детей столь необходимую способность личности – креативность.

Цель исследования: выявить возможности спорта, для развития креативности детей.

  1. определить понятие «креативность»;
  2. выявить какие формы работы, условия, необходимы для формирования креативности детей;
  3. определить, как спорт помогает в развитии креативности детей, в каких видах спорта наиболее проявляется креативность мышления.

Развитие творческих способностей детей.

Креати́вность — (созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

Американский психолог Фромм так обозначил понятие креативности — «это способности находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Это видение проблем под иным углом и их решение уникальным способом. Креативное мышление это революционное и созидательное мышление, носящее конструктивный характер.

Существует как минимум три основных подхода к, отношению интеллекта и креативности. Представители первого подхода утверждают, что как таковой креативности нет. Интеллектуальная одаренность выступает в

качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация ценности, личностные черты (А. Дж. Танненбаум, А. Маслоу, О.Б. Богоявленская и др.). К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений в неопределенных и сложных ситуациях. Другой подход предполагает характеристику креативности как творческой способности, которая является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Я. А. Пономарев). В более “мягком” варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция, т. е. связь. Третий подход строится на связи уровня развития интеллекта и уровня творческих способностей.

Эту точку зрения разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Г. Айзенк, Д. Векслер, А. Термен и др.). В концепции Торренса, названной “теория интеллектуального порога”, автор считает, что интеллект и креативность образуют единый фактор, поэтому, чем выше коэффициент интеллекта, тем выше творческая способность.

Быть креативным человеком значит обладать определенными преференциями и преимуществами в этом мире, например, выгодно отличаться от коллег по работе, быть более интересным собеседником (нудность и банальность – качества неприсущие креативным личностям), уметь находить неожиданные решения из трудных жизненных ситуаций. Креативные люди более уравновешены и терпимы к окружающим, ведь они знают, что каждый человек видит мир по-своему.

Использовать свои креативные способности можно не только для создания новых интересных идей (для улучшения жизни или ее отдельных аспектов), но и для самосовершенствования и развития личности в целом. Любое творческое занятие помогает нам обретать личностный смысл и постигать собственные ценности. А это самая важная духовная потребность человека, которая отличает его от других живых существ.

Креативность является одним из компонентов общей структуры личности. Развитие креативности способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

Творчество – это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие креативности у детей дошкольного возраста.

Ребёнок, как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребёнок рождается с творческими способностями, и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. «Но, как показывает практика,- отмечает О.Н. Дьяченко,- такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности».

Развитие детского творчества – сложная и актуальная проблема. Современный подход к её изучению характеризуется стремлением к поиску эффективных путей личностного становления в условиях интеграции, взаимосвязи разных видов деятельности детей, таких, как познавательная, продуктивные виды деятельности, музыка, спорт, и другие.

Одним из принципов отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста выделен принцип развития, который предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. Особым объектом освоения становятся для ребенка собственное тело и телесные движения. Он с удовольствием бегает, прыгает, лазает. Дети могут видоизменять ранее усвоенные образцы движений применительно к новым условиям, придумывать новые движения; детские движения приобретают произвольный характер. [2]

Быть креативным – это значит «творить», что означает искать, изобретать и создавать. Соответственно и творческая познавательная деятельность воспитанников есть самостоятельный поиск, создание и конструирование чего-то нового. Творческая деятельность немыслима без осознания цели поиска, без активного воспроизведения ранее изученных знаний, без интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников, к самостоятельному поиску, наконец, без воображения и эмоций.

Следовательно, основным критерием творчества в познавательной деятельности ученика являются: самостоятельность (полная или частичная); поиск и подбор возможных вариантов движения к цели.

Роджерс считал, что нельзя форсировать развитие ребенка, а надо создавать условия для выявления его внутренних возможностей. Основным условием развития креативности является развитие личности ребенка. У детей с высоким уровнем креативности к 7 годам практически сформированы важнейшие характеристики личности (положительное отношение к себе и окружающему миру, развитая личностная рефлексия); со средним и низким уровнем креативности – средний и низкий уровень развития личностных качеств.

Различные формы работы, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таят в себе огромный потенциал для развития творческих способностей у детей (фронтальные, групповые, индивидуальные).

Одним из условий, необходимых для формирования креативности, является, по мнению ряда авторов (В.Н. Дружинин, А.Н. Лук, К.Роджерс и др.), нерегламентированность развивающей среды. Педагогические технологии, основанные на развитии только логического мышления, в условиях жесткой регламентации образовательного процесса не способствуют в полной мере формированию творческой личности ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что креативные способности детей можно развивать в рамках любого вида деятельности: в изодеятельности, в музыкальной, познавательной, двигательной деятельности, в культурно-досуговой деятельности и в спорте и т.д., с помощью специальных методов и приемов.

Почему болит колено после бега

Самостоятельно выявить источник проблемы
будет достаточно сложно, если боль в колене
появилась не по очевидным причинам

О том, почему болит колено после бега,

Боль в коленях при беге — довольно частое явление, которое может озадачить любого человека. И новички, и профессиональные бегуны сталкиваются с подобными проблемами. Однако дать однозначный ответ на вопрос, почему болят колени после бега , нельзя: причины могут быть разными. Болевые ощущения тоже разнятся и зависят от конкретной ситуации, состояния здоровья, чувствительности к нагрузкам, наследственности.

Болевые ощущения могут быть связаны с серьезным заболеванием, о котором пациент пока не подозревает. В чем причина боли, можно узнать точно, обратившись к врачу. Достаточно пройти обследование, чтобы понять, насколько все серьезно. Ведь иногда проблема вызвана повышенной интенсивностью нагрузок на суставы. И решить ее можно, сделав тренировки более щадящими.

Где искать проблему: основные причины боли

Почему во время бега болят колени ? Ни один врач не даст однозначного ответа на этот вопрос без предварительной диагностики. Это тот случай, когда сложно поставить диагноз дистанционно: требуется обследование. Если заболело колено после бега один раз, то можно предположить, что сустав получил повышенную нагрузку. Лучше не повторять таких «подвигов», чтобы не столкнуться с более серьезными проблемами. Однако большинство бегунов жалуются на регулярные боли, которые могут проявляться в разное время и с разной интенсивностью.

Одна из частых причин обращения к врачу — пателлофеморальный синдром, а проще — «колено бегуна». Проблема возникает при регулярных занятиях. Болевые ощущения возникают за коленной чашечкой и распространяются снизу изнутри. Обычно боль довольно интенсивная, может возникать в начале тренировки и после нее. Однако «колено бегуна» — не медицинский диагноз, это лишь собирательное название для расстройства, с которым сталкиваются спортсмены. Для выявления истинных причин требуется обследование. Существуют по аналогии «колено велосипедиста» и «колено прыгуна». Эти расстройства отличаются характером болевого синдрома и тоже проявляются у бегунов. Истинные причины боли:

  1. Избыточная нагрузка. Если после бега болят суставы , то причина может быть в высокой нагрузке на каждом занятии или на конкретной тренировке. Иногда к врачу обращаются после крупных забегов, соревнований. Основная причина — микротравмы связок и сухожилий, а также связанный с этим воспалительный процесс.
  2. Слабые суставы. Они могут быть ослаблены из-за отсутствия нагрузки или возраста, плохого рациона, нехватки важных микроэлементов. Нагрузка на такие суставы приводит к тому, что они травмируются. Если болят коленные суставы после бега , рекомендуется привести в порядок рацион, начать прием витаминно-минеральных комплексов.
  3. Старые травмы. Боль в коленях после бега может быть связана с травмами таза, суставов, позвоночника, мениска. Возможно, спортсмену требуется лечение позвоночника и суставов в специализированной клинике.
  4. Ошибки в выборе обуви, места для бега. Для занятий не подойдут любые кроссовки, их подбирают с учетом индивидуальных особенностей. А бег по неровной дороге с ямами может вывести из равновесия даже профессионального бегуна.
  5. Ошибки в технике бега. Как бегать, если болят колени ? Можно обратиться за консультацией к тренеру — это безопаснее и дешевле, чем потом лечиться от последствий неправильного бега.
  6. Серьезные заболевания. Проблема может быть и в болезни, не стоит исключать вероятность этого полностью.

Самостоятельно выявить источник проблемы будет достаточно сложно, если боль не появилась по очевидным причинам: перетренированность, плохая дорога, старые травмы. Иногда можно не торопиться в клинику — при перетренированности боль может пройти через несколько дней. Главное, не допускать такого повторно.

Лечение или самолечение — что делать дальше?

Что делать, если после тренировки болят колени ? Многие спортсмены, опытные и начинающие, предпочитают переждать. Никто не торопится в клинику, и порой это приводит к серьезным последствиям. Самолечение можно порекомендовать при явной перетренированности, когда ясно, что все пройдет через несколько дней. Однако при хронической перетренированности, когда колени болят постоянно, или болит только одно колено, лучше прийти на прием к врачу. Он выявит область воспаления и определит его истинные причины.

Пациенты с повышенным индексом массы тела находятся в зоне риска — они подвергают суставы серьезной нагрузке даже без регулярных забегов на дальние дистанции. Таким людям для бега нужна специальная обувь, которая будет корректировать нагрузки. Болят суставы ног после бега и у новичков, которые ранее ничем подобным не занимались.

Новичкам рекомендуется не заниматься самолечением и на всякий случай посетить врача. То же самое касается и людей с ортопедическими проблемами. Обязательно надо посетить врача, если:

  1. Постоянно болят суставы ног после бега. Когда боль не привязана к нагрузкам, неправильной обуви, уровню подготовки спортсмена, причина может быть достаточно серьезной. В крайнем случае, даже если ничего серьезного не обнаружится, врач порекомендует хорошие витамины, сеансы у мануального терапевта или остеопата.
  2. Область колена распухает, краснеет, боли длятся достаточно долго. Любой из этих симптомов указывает на наличие воспалительного процесса. Причина может быть в травме или заболевании сустава.
  3. Возникает ограничение подвижности в зоне коленного сустава. Это тревожный сигнал, который указывает на заболевание.
  4. Болит сзади колена после бега .

К серьезным заболеваниям, которые могут привести к подобным проблемам, относятся артрит и артроз, синовит, тендинит, ревматизм, бурсит, периартрит. И это далеко не полный перечень расстройств, которые могут быть диагностированы. Диагностика осуществляется с помощью специального оборудования, также в ряде случаев у пациента берут кровь на анализ.

К кому обращаться?

Обнаружив, что после бега болит под коленом , необходимо посетить врача. Такими проблемами занимается ортопед-травматолог. В некоторых случаях врач может направить пациента к другому специалисту. Например, при воспалениях необходимо будет посетить ревматолога. Также, возможно, потребуется пройти ряд диагностических процедур. Лечение назначается после окончательной постановки диагноза. При выраженной боли пациенту могут назначить анальгетики и иммобилизацию больного сустава. В спорте используется тейпирование, которое помогает при боли от нагрузок, когда после бега болит колено с внешней стороны .

Врач даст детальные рекомендации, что делать, если болят колени от бега . Обращение к специалисту исключит риск пропустить симптомы опасного заболевания и выявить его на ранних стадиях. Кроме того, врач может назначить лечение с учетом индивидуальных особенностей пациента.

Профилактика и снижение рисков при беге

Столкнуться с ситуацией, когда после пробежки болит колено , может практически каждый спортсмен. Однако если подойти к организации тренировок с осторожностью, то можно избежать таких проблем. Профессионалы рекомендуют:

  1. Заранее пройти обследование. Обратиться к врачу можно для профилактики заболеваний, если вы планируете заниматься бегом. Специалист назначит необходимые анализы и даст рекомендации. Если наблюдаются заболевания, то врач назначит лечение, после которого можно будет через некоторое время заняться бегом. В редких случаях о беге придется забыть.
  2. Обратиться к тренеру. Он поможет с выбором спортивной обуви и составит план занятий. Периодизация и уровень нагрузок должны быть продуманными. В противном случае не избежать перетренированности и воспалений.
  3. Выбрать подходящее место для бега. Дорога с множеством ям и неровностей для новичка явно не подходит. Если подходящего места для бега нет, то лучше заниматься на беговой дорожке.

Новички могут стартовать в спортивном клубе с беговой дорожки под присмотром опытного тренера. Если в процессе таких занятий появятся проблемы с коленями, стоит обязательно обратиться к врачу. Заболевания такого рода лучше лечить на ранних стадиях, потому что на позднем этапе они с трудом поддаются лечению. Порой запущенные болезни приходится лечить радикальными методами.

Сколько времени может потребоваться для терапии? Это зависит от серьезности заболевания, индивидуальных особенностей пациента, наследственности. Более точные сроки укажет врач после проведения диагностики.

После бега жутко болят колени. В чем причина и что делать?

Специалисты различных областей в медицине продолжают отвечать на ваши вопросы. На этот раз у читателя Men’s Health возникла следующая проблема: бегом он занимается уже продолжительное время, но внезапно стали болеть колени. клиники «Рассвет» Ирина Бабина советует, что предпринять.

Боли в коленных суставах во время физической нагрузки, наверное, самая популярная жалоба при обращении пациентов к врачам, которые занимаются заболеваниями суставов.

Один из типичных сценариев, с которым приходится сталкиваться, выглядит так: после длительного отсутствия нагрузок человек вдруг сжимает волю в кулак и принимает решение наверстать упущенное, похудеть и немедленно привести себя в спортивную форму. Интенсивные режимы тренировок. Бег на большие дистанции. И вдруг — неожиданное препятствие! Сильная боль в коленных суставах, регулярно возникающая во время занятий спортом.

Один из типичных сценариев, с которым приходится сталкиваться, выглядит так: после длительного отсутствия нагрузок человек вдруг сжимает волю в кулак и принимает решение наверстать упущенное, похудеть и немедленно привести себя в спортивную форму. Интенсивные режимы тренировок. Бег на большие дистанции. И вдруг — неожиданное препятствие! Сильная боль в коленных суставах, регулярно возникающая во время занятий спортом.

В чем причины?

Наиболее частая причина таких симптомов — пателлофеморальный болевой синдром. Этим «страшным» и труднопроизносимым диагнозом обозначается боль в передней части коленного сустава, в области надколенника (в народе его называют коленной чашечкой), которая возникает при беге, приседании, ходьбе по лестнице, в положении «на корточках».

Другая распространенная причина неприятных ощущений в коленных суставах при физической нагрузке — остеоартрит. В России чаще употребляют термины «артроз» или «остеоартроз». Остеоартрит вызван изнашиванием суставного хряща, в результате чего тот не справляется со своей защитной и амортизирующей функцией.

В последние годы эта болезнь «молодеет», часто дебютирует в возрасте 30–40 лет и даже раньше.

Кроме так называемых механических ( возникающих при нагрузке) болей в коленных суставах остеоартрит вызывает кратковременную утреннюю боль и скованность, «стартовые» боли в суставах, появляющиеся в начале движения, припухлость суставов.

Также боль в коленях во время бега может быть вызвана воспалением связки надколенника (тендинитом). Образно это заболевание называется «коленом прыгуна» наиболее типичного механизма возникновения: во время прыжков резкое напряжение мышцы передней поверхности бедра приводит к микронадрывам и повреждению связки надколенника. Максимум болевых ощущений при этом состоянии локализуется под коленной чашечкой. Боль возникает во время бега, прыжков, при подъеме по лестнице, приседаниях.

Для уменьшения трения в коленях есть суставные сумки, или бурсы, — мешочки, наполненные жидкостью, образующие прокладки между движущимися частями. чрезмерной нагрузки бурсы могут воспаляться — развивается бурсит, еще одна причина болей в коленных суставах.

Что делать?

Во всех ситуациях, когда занятия спортом вызывают боль в коленных суставах, в первую очередь нужно пересмотреть режим тренировок: временно уменьшить нагрузку, избегать движений, которые вызывают болевые ощущения, и включить упражнения для укрепления и растяжки мышц. В некоторых случаях, например при остеоартрите, желательно перейти на менее травматичные виды нагрузки (ходьбу, плавание, велосипед, эллиптические тренажеры) и обязательно нормализовать массу тела. При необходимости могут применяться лекарственные средства, такие как парацетамол и нестероидные противовоспалительные препараты (ибупрофен, диклофенак и другие). Во время тренировок можно использовать динамические ортезы (наколенники) и кинезиотейпы.

Интенсивная внезапная боль в коленном суставе, появившаяся на пике нагрузки, скорее всего, связана с острой травмой. Это могут быть растяжения и разрывы мышц передней и задней поверхностей бедра, разрывы менисков (, расположенных внутри коленных суставов), разрывы связок коленного сустава.

Все эти состояния характеризуются остро возникшей болью и ограничением подвижности в колене при падении, ударе, неудачном приземлении после прыжка, интенсивном ускорении, резком скручивании в коленном суставе.

Что вы можете предпринять в такой ситуации до обращения за медицинской помощью? , ограничить движения и обеспечить покой травмированного сустава. , приложить лед или специальные охлаждающие пакеты к болезненному участку. Если ни того ни другого под рукой не оказалось, то хорошей альтернативой могут быть пакеты с замороженными овощами или фруктами, а также замороженное полотенце. Если колено распухло, оно должно находиться в приподнятом положении. И наконец, принять парацетамол или нестероидный противовоспалительный препарат.

Занимаясь бегом, помните о том, что любая боль в суставах, возникающая при физической нагрузке, требует внимания, тщательной оценки и коррекции. Относитесь к своим коленям бережно, и тогда занятия спортом принесут вам пользу и удовольствие.

Как бегать, чтобы не болели колени?

  1. 1. Почему после бега болят колени
  2. 2. Бегать надо правильно
  3. 3. Как нельзя бегать
  4. 4. Что может быть, если бегать неправильно
  5. 5. Как бегать, чтобы не получить травмы коленей
  6. 6. Кому бег вообще противопоказан
  7. 7. Чем более безопасным можно заменить бег

Если вы не профессиональный бегун, для которых всевозможные травмы являются постоянным спутником их спортивной карьеры, то перспектива получить боль в коленях вместо оздоровления после утренней пробежки вас вряд ли устраивает. Страшно представить, сколько людей бросали занятия бегом от того, что у них начинали болеть суставы. А ведь этого довольно легко избежать, если следовать нескольким нехитрым правилам.

Почему после бега болят колени

Болеть могут не только колени, но и тазобедренные суставы, и поясница, и позвоночник, и все вместе одновременно. Дело в том, что бег сопровождается постоянными ударами ноги о твердую поверхность с силой, в несколько раз превосходящей ваш собственный вес. Через ногу удар передается на тазовые кости и позвоночник, особенно, если технику бега вам не ставил тренер с 20-летним опытом работы. В результате – боль в коленях через пару недель после начала тренировок.

Вы спросите – это артрит? В молодом возрасте артрита как такового может не быть. Коленный сустав имеет сложное устройство, достаточно подрастянуть связку и болевой синдром обеспечен. У подростков причинами болей может быть болезнь Шляттера. У людей старше 45 лет после неправильного бега весьма высока вероятность развития травматического артрита и последующего артроза коленного сустава.

Бегать надо правильно

Предположим, вы решили заняться своей физической формой, растрясти жирок, убрать живот и бока. Собираетесь с духом, берете волю в кулак, заводите будильник на пол седьмого утра… Стоп! Вы наверное еще наденете свои страые кеды на плоской подошве, а потом спросонья побежите изо всех сил по асфальтовой дорожке вокруг дома? Прямой путь к артриту коленей вам обеспечен.

Как нельзя бегать

  • Ранним утром, едва проснувшись – в это время легко получить травму.
  • Не разогревшись, без разминки – риск травмы увеличивается почти до ста процентов.
  • Не рекомендуется бегать по асфальту, что дает слишком большую ударную нагрузку на суставы ног и позвоночника.

Итак, главными врагами коленных суставов при беге являются: твердая поверхность под ногами и холодные, неразогретые связки ног, которые рвутся при этом как туго натянутый канат на морозе. Из этого логически можно заключить, какие средства помогут нам избежать боли в коленях после бега.

Ранним утром лучше не выходить на пробежку. В это время связки напряжены, организм еще хочет спать, он не готов к активной нагрузке. Бегать нужно всегда только после хорошей разминки. До выхода из дома надо проработать все суставы ног, попрыгать, поприседать, пробежаться на месте.

Дорогу лучше выбирать не самую ровную, а с мягким покрытием – грунтовую. Если травмы уже были, то необходимо обмотать колено эластичными бинтами по совету доктора. Обувь должна быть с амортизирующей подошвой.

Что может быть, если бегать неправильно

  • Артрит коленного сустава – от частых сильных ударов пяткой об асфальт.
  • Обострение грыжи диска – тоже от ударов, которые передаются через ноги на позвоночник.
  • Травмы стопы – если бегать долго по твердой поверхности без амортизирующих кроссовок.
  • Невринома – болезненное утолщение нерва на подошве стопы, которое плохо поддается лечению.
  • Палец бегуна – травмы пальцев ног слишком узкой обувью при ударах об асфальт. Ноготь может почернеть и вызывать сильную боль.

Как бегать, чтобы не получить травмы коленей

  • Время для занятий лучше выбирать не слишком раннее. Это может быть утро через пару часов после того, как вы проснулись, день или вечер.
  • Бегать только после хорошей разминки для суставов на месте.
  • Вместо асфальта бегать лучше по грунтовой дороге или тропинке.
  • Обувь должна быть приспособлена для бега: беговые кроссовки с амортизацией, устойчивые и с хорошей шнуровкой.

Кому бег вообще противопоказан

Есть несколько категорий людей, которым бег, как методика оздоровления, противопоказан. К ним относятся:

  • Люди с больными суставами ног.
  • Люди с лишним весом.
  • Беременные и новоиспеченные мамы.
  • Всем больным «со спиной» (сколиоз, остеохондроз и т.д.) необходимо лично проконсультироваться у своего врача.

Если соблюдать все эти советы, то вы сможете максимально себя обезопасить и свести риск травмы к минимуму. Тогда ваши оздоровительные занятия действительно принесут пользу, а не травму. Но может получиться, что соблюсти все условия безопасного бега так и не получается. В таком случае лучше заменить бег на менее травмоопасные упражнения.

Боль в коленях после бега – признак серьезной болезни?

Боль в коленях после бега не является редкостью даже у людей, регулярно занимающихся спортом. Причин этому может быть много – от травм, до обычной усталости коленного сустава.

В этом материале мы постараемся подробно осветить все причины, которые могут вызывать боли в коленях. Расскажем о том, почему колени болят во время или после бега, почему боль может возникать у начинающих или профессиональных бегунов, а также дадим советы, что делать в таких ситуациях.

Почему могут болеть колени после бега

Разберемся с основными причинами, которые могут вызвать боли в коленях после бега и беговых упражнений.

  • Повреждение мениска. У многих людей возникает следующая ситуация: во время обычной ходьбы и в состоянии покоя колени не напоминают и себе, боль не ощущается. Но при беге начинается дискомфорт и боли. Одной из причин может стать повреждение мениска – это один из хрящей колена, соединенный с помощью связок с хрящевыми тканями. Неаккуратное резкое движение может повредить связку, а в некоторых случаях может случиться её разрыв, который повлечет за собой сильные болевые ощущения. О небольших надрывах в мениске человек может даже не подозревать, а узнает о них только тогда, когда боли резко усилятся. К этому времени связку можно дорвать окончательно. Лучше обращаться к врачу при возникновении боли любой тяжести.
  • Вывих коленной чашечки. Среди бегунов этот вид травмы встречается довольно часто. Благо, последствия гораздо меньшей степени тяжести, чем при повреждении мениска. Однако в случае, если вывихи продолжаются из раза в раз, то связки колена растягиваются и травма может возникнуть снова.
  • Разрыв или растяжение тканей связок. Активные тренировки и физические нагрузки могут привести к травме такого типа. Характерными признаками является: боль в области колена, отечность, ограничение подвижности, ощущение болевого дискомфорта при касании.
  • Сосудистые нарушения кровяной системы. В этом случае дискомфорт будет ощущаться не постоянно, а периодически. Вы не будете чувствовать конкретного места локализации боли, которая будет проходить сама по себе.

Помимо вышеперечисленных причин, боли могут возникать вследствие развития следующих патологий:

  • Артрит, артроз;
  • Тендинит;
  • Синовит;
  • Ревматизм;
  • Бурсит;
  • Периартрит.

Почему могут болеть колени во время бега

Во время бега колени могут болеть по нескольким причинам, которые мы подробно разберем ниже.

  • Неудобная или неправильная обувь. Для бега необходима специальная обувь, стопа которой защищает колени от перегрузок. Ассортимент таких кроссовок варьируется в зависимости от покрытия, на котором бегун проводит тренировки. Начинающим бегунам лучше обратить внимание на модели кроссовок с толстой подошвой, для амортизации шагов во время тренировки.
  • Неправильная техника бега. Если человек бегает широким шагом и сильно нагружает ноги, в том числе сухожилия и связки колена, необходимо изменить технику бега. Следите за выносом бедра, колено должно быть направлено вперед и чуть вверх.
  • Нагрузки. Во время бега стопа человека испытывает удар силой около двукратного веса своего тела. Если имеются различные патологические дефекты стопы, например плоскостопие, то нагрузка передается в колени и таз. В таком случае лучше приостановить занятия и посетить врача-ортопеда.
  • Поверхность. Слишком твердое покрытие, такое как бетон и асфальт, провоцирует травмы даже если человек соблюдает технику бега и тренируется в специальных кроссовках. Лучше поискать другие варианты – грунтовые дорожки или специальные беговые резиновые дорожки в манежах или на стадионах.
  • Интенсивность занятий. Некоторые новички после пары тренировок уже мнят себя всемогущими и стараются как можно быстрее нарастить километраж, пробегаемый за занятие. Этого делать категорически не рекомендуется. Плюсуйте не более, чем 10% от предыдущего занятия к километрам на следующей тренировке.
  • Хронические заболевания, травмы. Весь список патологий и травм, которые мы описали выше, могут вызывать боли в коленях во время бега. Проконсультируйтесь со специалистом, вылечите все болячки, затем приступайте к тренировкам.

Боль у начинающих бегунов

Начинающие спортсмены часто допускают ошибки, которые приводят к необязательным травмам. Подробнее рассмотрим такие упущения.

  • Отсутствие разминки перед занятием. Классическая ошибка большинства новичков. Разминаться нужно всегда, иначе есть риск получить мышечную травму или надорвать связки;
  • Непомерная нагрузка. Не нужно с первой тренировки стараться обогнать Усейна Болта или пробежать сорок километров. Начинайте с маленьких дистанций, постепенно увеличивая интенсивность и время бега;
  • Неправильная техника бега. Как уже упоминалось выше, начинающие спортсмены порой страдают от неуклюжести и неправильности движений во время бега;
  • Заболевания опорно-двигательного аппарата. Плоскостопия, заболевания позвоночника и другие проблемы не позволяют человеку заниматься бегом. Если такие болезни имеются – лучше сходить к врачу, который назначит специальные упражнения и препараты;
  • Обувь и место пробежки. Обувь должна быть комфортной, не натирать и не сваливаться. Место для пробежки должно быть ровным, без кочек, желательно с мягким покрытием: резинка или грунт;

Боль в коленях у профессиональных бегунов

С болью в коленях сталкиваются и профессионалы. Большинство причин связано как раз с самим бегом, у врачей даже есть понятия: “колено бегуна”, “колено прыгуна”.

Основные причины болей в колене у профессионалов:

  • Заболевания коленных суставов. К этому пункту можно отнести повреждения колена при различных заболеваниях, таких как остеопороз и ревматизм, а также воспаления связочно-суставного аппарата колена (артрит, бурсит, артроз);
  • Травмы связок. Разрыв или растяжение связок дает болевое ощущение в колене и ограничивает подвижность;
  • Проблемы с сосудами в области колена. Варикоз, атеросклероз сосудов, эндартериит. Часто встречается в подростковом возрасте, когда кости растут слишком быстро при недостатке кровообращения;
  • Проблемы с мениском.
  • Воспаление седалищного нерва. Боль отдает в поясницу, в большинстве случаев односторонняя;
  • Вывих надколенника. Если травма преследует вас регулярно, то связки становится более гибкими и боль перетекает в хроническую. “Колено бегуна” как раз провоцирует постоянный вывих. Разрушается ткань надколенника, нарушается подвижность и появляется боль в колене;

Что делать, если болят колени после или во время бега

Если во время или после тренировки вы почувствовали резкую стреляющую боль в области колена, то ни в коем случае не стоит тянуть с обращением к специалисту. Колено “само” точно не пройдет.

Но поход к врачу возможен далеко не сразу после болевых ощущений или травмы, поэтому вот первые меры, которые необходимо принять:

  • Приложите что-нибудь холодное к колену и зафиксируйте сустав эластичным бинтом;
  • Отечность ноги можно уменьшить, если её немного приподнять и положить на подушку, так, чтобы она была выше уровня сердца;
  • Двое суток достаточно для того, чтобы воспалительный процесс замедлился и боль спала. С этого момента можно прогревать сустав и делать лечебные упражнения для восстановления;
  • Теперь используйте эластичный бинт. Не затягивайте колено туго, иначе колено может отечь или онеметь, а боли вернутся;
  • Если боли сильные, можно использовать обезболивающие препараты. Хорошо помогают: диклофенак, парацетамол, нурофен, аспирин;

Как лечить

Лечение болей в колене начинается с определения причины. Врач должен не просто определить, воспаление это, растяжение или надрыв, но и правильно указать на поврежденное место. Дорогостоящее ныне МРТ с этим хорошо справляется.

Врач, определив проблему, назначит специальные препараты, лечебную гимнастику и упражнения. Если проблема не серьезная, то иногда можно обойтись корректировкой графика тренировок или исправлением техники бега.

Ограничения во время лечения

Во время ограничения лучше давать колену покой и исключить все беговые тренировки и упражнения. Восстановительный процесс лучше начинать с более щадящих видов нагрузок – плавание, велосипед, занятия на эллиптическом тренажере.

Также рекомендуется при первых беговых тренировках исключить ускорения и бег с горы. Объем тренировок должен начинаться с 30-40% от обычного километража до травмы.

Заключение

Проблема с коленом – всегда неприятный вопрос, который требует тщательного выяснения причин болей и лечения. Не запускайте свои травмы, не давайте старым болячкам постоянно напоминать о себе. Обращайтесь к врачу при первых симптомах и неприятных ощущениях, выполняйте все рекомендации, не перегружайте себя и плавно возвращайтесь к тренировкам. Тогда ваше колено вылечится полностью и боли уйдут навсегда.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: