Упражнения от спондилоартроза позвоночника и протрузии

ЛФК при грыже

ЛФК при грыже позвоночника помогает снизить боль, предупредить ее появление лучше, чем любая другая физическая активность. Правильно подобранные упражнения устраняют спазмы, укрепляют мышцы, помогают разгрузить позвоночник. Они улучшают кровообращение, стабилизуют и нормализуют обменные процессы, а главное – возвращают трудоспособность в тяжелых случаях.

Нужно ли ЛФК при грыже

ЛФК при грыже обязательна. Задача такой лечебной гимнастики – улучшить физическое состояние больного, убрать боль, предупредить ее появление. Грамотно разработанные занятия:

  • стимулируют жизненные функции;
  • повышают выносливость мышечных структур и реактивность организма (способность реагировать на разные факторы);
  • вовлекают в общую реакцию механизмы, которые участвуют в патологическом процессе, что способствует их устранению.

Лечебная физкультура не вредит организму, поскольку упражнения разработаны так, чтобы снизить нагрузку на позвоночник. Они не только снимают боль, но и «учат» тело избегать травм в будущем.

Регулярное выполнение ЛФК помогает:

  • Облегчить боль, ускорить процесс выздоровления.
  • Сформировать правильную осанку.
  • Улучшить силу, выносливость, координацию.
  • Равномерно распределить нагрузку по отделам позвоночного столба.
  • Восстановить подвижность.
  • Подготовить тело к силовым и аэробным нагрузкам.

Лечебная гимнастика укрепляет мышцы, которые поддерживают позвоночник, препятствуют появлению новых грыж. Упражнения задействуют не только спинные, но и брюшные мускулы. Тело начинает лучше двигаться, исчезает скованность, снижается риск травмы.

Кому показана ЛФК

  • при комплексном лечении грыжи межпозвоночных дисков в поясничном, шейном, грудном отделах;
  • после операции по удалению грыжи для восстановления двигательной активности;
  • в качестве профилактической меры развития или прогрессирования дегенеративных дистрофических изменений диска.

В каких случаях запрещено делать ЛФК при грыже

Любые физические упражнения запрещены в острой фазе боли. Если появились ухудшения, обратитесь в клинику, пройдите курс лекарственной терапии. И только когда боль уйдет, с разрешения доктора можно приступать к тренировкам.

  • Гипертония.
  • Серьезные заболевания сердца – ишемия, хроническая недостаточность и др.
  • Недавняя операция, после которой нельзя напрягаться (временное противопоказание).
  • Высокая температура.
  • Простуда, грипп и другие инфекционные болезни.
  • Кровотечения – в т.ч. носовые.

Техника выполнения упражнений

Выполняя ЛФК, обращайте внимание на реакцию своего организма. При появлении сильного дискомфорта, болей в сердце, спине – тренировку нужно прекратить или снизить нагрузку.

Заниматься надо ежедневно, если врач не сказал другого. Чтобы лечебная гимнастика принесла результаты, нагрузку надо увеличивать медленно: начинать с 3-4 повторов, через неделю выполнять десять (не больше).

В первое время ЛФК надо выполнять под присмотром врача. Он покажет, как правильно заниматься, исправит неточности. Скажет, когда надо увеличивать количество повторов, нагрузку.

Комплекс упражнений

Каждый случай имеет свои особенности, поэтому тренировочный комплекс должен разработать врач. Это важный момент: ошибочные действия могут увеличить грыжу, усилить боль.

Комплекс упражнений при грыже поясничного и пояснично-крестцового отдела

Поясничный отдел не только несет на себе вес тела, но и ответственен за амортизацию (смягчение) толчков, которым подвергается спина. Поэтому любое смещение диска внизу позвоночника приводит к серьезным последствиям, а грыжи поясничного-крестцового отдела вызывают сильнейшую боль. Человек не может повернуть корпус вправо-влево, наклониться, иногда – сидеть, стоять, лежать. Регулярное выполнение ЛФК это предотвратит.

Про грыжу поясничного отдела читайте тут.

Правильное положение для занятий ЛФК при грыже поясничного отдела

Упражнения при грыже поясничного отдела надо выполнять лежа. В этом положении нагрузка на нижние позвонки не превышает 25 кг. К то же время, когда человек стоит, это число возрастает в 4 раза, сидит – в 6 раз. Когда тело движется, цифры увеличиваются еще больше.

ЛФК при грыже поясничного отдела позвоночника надо делать:

  • на животе;
  • на спине;
  • на боку;
  • на четвереньках.
Лучшие упражнения для поясничного отдела при грыже

Самое простое и эффективное упражнение выглядит так:

  1. Постелите коврик, сядьте возле стены.
  2. Лягте на спину так, чтобы вытянуть ноги вверх по стене. Руки должны находится вдоль тела.
  3. Лежите так несколько минут. Если есть возможность, отсутствует боль, можно и полчаса.
  4. Для удобства под поясницу положите валик или подушку.

Лучшими упражнениями ЛФК для профилактики и лечения грыжи в поясничном отделе также считаются полукобра, кобра, кошка, птица-собака.

Полукобра

Одно из самых эффективных упражнений ЛФК при грыже пояснично-крестцового отдела позвоночника – полукобра. Оно помогает вернуть выпячивание внутрь диска, ускорить заживление. Упражнение делайте медленно и осторожно. Если появилась боль, от его выполнения лучше отказаться:

  1. Ложитесь на живот, согнув руки в локтях так, чтобы ладони находились с двух сторон лица.
  2. Медленно прогните спину вверх. Локти на полу, на одном уровне с плечами.
  3. Задержитесь в таком положении на 10 секунд.
  4. Медленно возвратитесь в исходную позу.
  5. Повторите 10 раз.
  6. Постепенно увеличьте время до 30 сек.
Кобра

Это упражнение ЛФК при грыжах пояснично-крестцового отдела – более тяжелая версия полукобры. Оно также помогает вернуть грыжу внутрь диска, ускорить заживление. Плюс – лучше растягивает связки, делает позвоночник гибче.

Упражнение делайте не раньше, чем освоите позу полукобры. Инструкция:

  1. Лягте на живот, руки согнуты в локтях, ладони возле лица.
  2. Из положения лежа начинайте медленно выпрямлять спину, не отрывая ладоней от пола, пока руки полностью не выпрямятся.
  3. Держите позицию 10 сек. (постепенно увеличьте до 20-30 сек.)
  4. Вернитесь в исходную позицию.
  5. Максимальное количество действий – 10 раз. Если появилась боль, к упражнению вы пока не готовы, не делайте.
Кошка

Кошка – одно из самых популярных упражнений при грыжах поясничного отдела. Оно снижает давление на больную область, улучшает подвижность позвоночного столба, облегчает боль, снимает напряжение.

Упражнение делайте так:

  1. Согните ноги, встаньте на четвереньки, руки прямые, опираются на пол на уровне плеч.
  2. Сделайте глубокий вдох и прогните позвоночник вверх, сами опустите голову, смотрите в пупок.
  3. Выдохните и прогните поясницу к полу, чтобы голова смотрела вверх, на потолок. Живот должен максимально опуститься к полу, но руки не сгибать.
  4. Повторите 5-10 раз.
Читайте также:  Протеиновый шоколад в виде календаря от myprotein.ru
Птица-собака

Упражнение Птица-собака укрепляет и стабилизирует нижнюю часть спины, глубокие мышцы позвоночника. Оно помогает улучшить осанку, избежать появление грыжи.

Схема действий такая:

  1. Встаньте на колени. Руки должны быть выпрямлены.
  2. Поднимите левую руку и вытяните ее вперед, пока она не окажется параллельно туловищу. В это же время поднимите правую ногу, отведите ее назад, она должна быть на том же уровне, что и левая рука.
  3. Сохраняйте такую позицию 2-3 сек.
  4. Вернитесь в исходное положение.
  5. Повторите с правой рукой и левой ногой.
  6. Сделайте так 10 раз.
Запрещенные упражнения

При грыже поясничного отдела нельзя:

  • делать жим ногами, когда вес крепится к платформе, а человек в лежачем положении должен толкать его вверх;
  • наклоняться с прямыми ногами – это усиливает нагрузку на межпозвоночный диск, боль в пояснице;
  • делать упражнения на скручивание позвоночника, в т. ч. боковые, косые, двойные – усиливают выпячивание межпозвонковой грыжи, вызывают осложнения.
  • скакать, заниматься аэробикой, бегать.

Какие типы межпозвоночных грыж сложнее всего лечатся

4 этапа лечения межпозвоночной грыжи

Комплекс упражнений при грыже грудного отдела

Грыжи грудного отдела труднее других поддаются лечению. Основная причина – позвоночник на этом участке чрезмерно согнут и разогнуть его, чтобы снизить давление грыжи на нервные окончания, непросто. Задача ЛФК при грыже грудного отдела – решить эту проблему.

О симптомах, видах и лечении грыж грудного отдела читайте здесь.

Правильные положения для занятий ЛФК при грыже грудного отдела

Лечебную гимнастику при грыже грудного отдела можно делать лежа, сидя на стуле, стоя. Занятия выполняйте медленно, со спокойным дыханием.

Лучшие упражнения
  1. Станьте прямо, руки вдоль тела. Делайте вращение плечами сначала вперед, затем назад (по 3- 5 раз). Руки ходят вдоль туловища.
  2. Асинхронное вращение плечами – правое вверх, левое вниз. Голова смотрит вперед.
  3. Сядьте на пол, схватитесь руками за пятки, ноги согнуты в коленях. Начинайте делать мягкие перекаты на спине (3-5 раз). При вдохе перекатитесь так, чтобы шейный отдел (желательно затылок) коснулся пола, на выдохе к нему должны дотронутся пятки.
  4. Лягте на спину на валик, разместите его под грудным отделом позвоночника. Медленно перекатывайтесь на валике так, чтобы он сперва поднимался к шейному отделу, а потом опускался к поясничному.
  5. Исходная позиция, как в упражнении №4. Поднимите кисти к лицу, локти на полу. Положите на ладони подбородок, вытяните пальцы, побудьте так как можно больше.
Запрещенные упражнения

При грыже грудного отдела нельзя делать упражнения с весами, подтягиваться на турнике. Запрещены активные движения – прыжки, фитнес, аэробика. Под запретом быстрый бег, предпочтение отдайте бегу трусцой.

Комплекс упражнений при грыже шейного отдела

Боль при грыже верхнего отдела затрагивает верхнюю часть спины. Она носит острый, пронизывающий характер. Человеку трудно поднять руку, повернуть или наклонить шею Задача упражнений при грыжах шейного отдела растянуть расстояние между позвонками, чтобы выпячивание меньше давило на нервы.

Все о симптомах и лечении грыжи шейного отдела, читайте в этой статье.

Правильные положения для занятий ЛФК при грыже шейного отдела

При грыже шейного отдела можно заниматься:

  • стоя;
  • лежа;
  • сидя на стуле;
  • на четвереньках.
Лучшие упражнения

Занятия, описанные ниже, можно делать стоя или сидя на стуле:

  1. Плечи расслабьте, спину держите ровно. Плавно опустите голову на левое плечо. Не спешите, особенно если боль ощущается именно с этой стороны. Зафиксируйте положение, досчитайте до 7, выпрямите шею. Упражнение повторите в другую сторону.
  2. Вернитесь в исходное положение. Делайте медленные наклоны головой вверх-вниз.
  3. Дальше приступайте к поворотам головы – в правую и левую стороны. Зафиксировав поворот, досчитайте до 7, вернитесь в исходное положение.

Хороший результат дает упражнение «полукобра» (см. выше). Она позволяет эффективно растянуть позвоночник, в т.ч. шейный отдел.

Запрещенные упражнения

При грыже шейного отдела запрещены:

  • подтягивание на турнире;
  • упражнения с весами и на скручивание;
  • отжимание.

Другие лечебные комплексы упражнений

Помимо лечебной физкультуры для лечения грыжи позвоночника применяют:

  • метод Бубновского;
  • упражнения по Дикулю;
  • водную гимнастику;
  • йогу и пилатес.

Каждый из этих методов имеет свои особенности. Прежде чем приступить к их выполнению, узнайте их отличия от обычной лечебной физкультуры, пользу и вред при грыже, когда можно делать или нельзя.

По методу Бубновского

О грыже спины доктор Сергей Бубновский написал в книге «Грыжа позвоночника – не приговор». Большинство упражнений он разработал с учетом тренажеров, которые есть в его клинике.

Мнения о методе неоднозначны. Есть много случаев, что после лечения в его клиниках грыжа:

  • не только не уменьшилась, а увеличилась, пришлось даже прибегнуть к операции;
  • боль исчезла в одном месте, появилась в другом, понадобилось лечение в стационаре и даже хирургическое вмешательство.

Если вы все же решили попробовать гимнастику по этой методики, избегайте тренировок, которые запрещены при грыже спины. Комплекс лучше делайте для профилактики, когда острая фаза прошла, боль отсутствует.

По Дикулю

Хороший эффект оказывают на позвоночник упражнения, которые предлагает выполнять Валентин Дикуль, директора реабилитационного центра для больных с травмами спины. О его методе можно узнать в его книге «Лечим спину от грыж и протрузий». Он предлагает разные виды тренировок, в т. ч. – стандартные лечебные упражнения, которые можно выполнять при грыже позвоночника (полукобра, кошка).

Комплекс, который предлагает Дикуль, состоит из нескольких этапов:

  1. Занятия, направленные на устранение боли. Они выполняются с небольшой амплитудой, без дополнительной нагрузки. Базовые движения – стандартный комплекс ЛФК. Курс – 3 раза в неделю 2-4 месяца.
  2. Упражнения, направленные на укрепление мышц – реабилитационный период, когда боль ушла. На этом этапе можно подключать силовые занятия. Курс – 4 раза в неделю 2-3 года.
  3. Полноценные тренировки, разработанные с учетом наличия грыжи, без негативного воздействия на пораженный участок.
Читайте также:  Упражнения после травмы мениска коленного сустава и операции на нем

Упражнения надо выполнять в строгой последовательности, не менять местами, не увеличивать количество повторов. Нагрузку (легкие гантели) можно брать не раньше, чем будет освоен комплекс, исчезнет боль. Между упражнениями надо отдыхать 2-3 минуты.

Упражнения в воде

Хороший результат при лечении грыж позвоночника дает плавание. Вода снимает нагрузку со спины, успокаивает нервную систему. Она помогает лучше растянуть пространство между дисками, снизить давление грыжи на нервные волокна. Главное – правильно подобрать инструктора и упражнения.

Хороший эффект оказывают такие занятия:

  • Лицо опущено в воду, руки вытянуты, держат плавательную доску (можно использовать перекладину, установленную по периметру бассейна), спина прямая. Ноги плывут в стиле «кроль».
  • Лечь на бок, правая рука опирается в доску, левая вдоль туловища. Ноги работают стилем «кроль».
  • Плыть на спине. Руки держат доску на животе, ноги плывут в стиле «кроль».

Если бассейн неглубокий (вода по грудь), можно делать шаги на месте с высоко поднятыми коленями. Руки в это время движутся, как при беге. Хороший эффект оказывают аккуратные повороты туловища в правую и левую стороны.

Единственное противопоказание для водных упражнений – острая фаза боли. Прыгать в воду категорически запрещено. Нельзя плыть с высоко поднятой головой. Нежелательны стиль «брас» и «баттерфляй».

Йога и пилатес при грыже

В основе йоги и пилатеса – медленные нагрузки без перенапряжений. Они улучшают состояние мышц, сухожилий, растяжку. Но при грыже межпозвоночного диска многие упражнения запрещены (мостик, скручивание, сильные растяжки). Тем более, их нельзя делать в период обострения.

Отдавая предпочтение этим методикам, обращайте внимание на упражнения, которые разработаны именно для грыжи позвоночника. Базовый комплекс мало чем отличается от ЛФК – кобра, кошка, птица-собака.

В период боли избегайте любых силовых, других запрещенных упражнений. Если появилась боль, занятие прекратите. Дополнительный инвентарь, который часто используется при пилатесе (гантели, другие утяжелители) можно брать лишь на стадии ремиссии, когда боль ушла.

ЛФК после удаления грыжи

Чтобы нормально восстановиться после удаления грыжи позвоночника, без лечебной физкультуры не обойтись. Реабилитация проходит в несколько этапов:

  1. Первые две недели после операции. Пациент пребывает в больнице, должен носить корсет, пройти медикаментозное лечение. Вставать можно на 2-3 день, сидеть не рекомендуется. Запрещено поднимать вес больше 3-5 кг, нельзя делать массаж.
  2. 2-6 недели. Пациента выписывают из больницы. Он должен ходить в клинику на физиотерапевтические процедуры. Долго сидеть и стоять еще нельзя. Тяжести не больше 8 кг.
  3. 1,5-2 мес. после операции. Лечащий врач назначает ЛФК, массаж.
  4. 2-6 мес. Доктор разрешает увеличить нагрузку при выполнении ЛФК. Поднимать тяжести и переутомляться еще нельзя.
  5. После 6 мес. Надо пройти курс ЛФК на специальных тренажерах.

Таким образом, после операции больной первые две недели почти неподвижен. За это время мышцы слабнут, слегка атрофируются. Информацию, когда начинать лечебную гимнастику, скажет врач. Обычно ЛФК назначают с 6 недели после операции. Занятия в это время такие же, как и при лечении грыжи, зависят от локализации протрузии. Но увеличивать нагрузку можно только по решению врача.

О всех методах лечения грыж читайте в нашей статье “Лечение межпозвоночной грыжи”.

Когда нельзя упражнения делать после удаления

В первое время после операции нужно носить корсет, который способствуют заживлению швов. В это время запрещены любые нагрузки. Вес до 5 кг можно поднимать только с корсетом. Активные упражнения под запретом, в т.ч. резкие скручивающие движения.

Через 2 недели после операции пациента выписывают из больницы, но в это время ЛФК еще под запретом. Только минимум через 1,5 мес. (к этому моменту швы затягиваются) и после обследования у врача можно начинать делать упражнения.

Лучшие упражнения

Врач назначает ЛФК, исходя из клинической картины. Занятия возможны только под присмотром специалиста. Основные усилия направлены на укрепление мышечной массы, восстановление работы прооперированной части позвоночника. Если состояние пациента позволяет, ему рекомендуют «Полукобру», «Кобру», «Кошку», поворотам и наклонам головы, затем переходят к более сложной гимнастике.

Через 6 месяцев после операции реабилитолог назначает работу на тренажерах. При необходимости пациент проходит тесты, на основании которых компьютер разрабатывает программу занятий. Больной занимается на компьютеризованных установках, которые:

  • тестируют состояние пациента во время занятий, что позволяет вовремя корректировать программу;
  • измеряют и рассчитывают мускульную силу, амплитуду движений больного;
  • контролируют занятие, исключая возможность травмирования позвоночного столба.

Когда основная реабилитация закончится, пациенту надо ходить на групповые занятия по лечебной гимнастике. Если такой возможности нет, он может делать упражнения дома с учетом рекомендаций реабилитолога и инструктора по ЛФК.

Спондилоартроз – симптомы и лечение

Что такое спондилоартроз? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Тихонов И. В., мануального терапевта со стажем в 13 лет.

Определение болезни. Причины заболевания

Спондилоартроз (spondylо — позвонок, arthrо — сустав, osis — заболевание) — приобретённое хроническое дистрофическое поражение фасеточных межпозвонковых суставов.

Краткое содержание статьи — в видео:

Одна из основных теорий развития заболевания — неспецифическое воспаление позвонковых структур, которое может развиваться в результате их старения или механического повреждения.

Как правило, возникновению спондилоартроза предшествует ряд причин:

  • увеличенная масса тела;
  • малоподвижный образ жизни;
  • нарушенный обмен веществ в организме;
  • чрезмерные физические нагрузки;
  • нерациональный двигательный режим;
  • врождённые/приобретённые искривления позвоночника.

Кроме того, формированию спондилоартроза могут способствовать системные заболевания:

  • инфекционные (туберкулёз, вирусные инфекции);
  • дисметаболические (сахарный диабет, ожирение);
  • дистрофические (остеохондроз, остеоартроз);
  • ревматические (системный ревматоидный артрит, болезнь Бехтерева);
  • травматические (трещины, переломы тел позвонков и их отростков);
  • редко токсические (воздействие на организм ядохимикатов и радиации).

Спондилоартрозом примерно в равной степени страдают мужчины и женщины преимущественно старше 45 лет. Будучи самостоятельным заболеванием, спондилоартроз может быть следствием таких болезней, как сколиотическая болезнь позвоночника, системное ревматоидное поражение суставов, инфекционные и онкологические заболевания позвоночника и его травматическое поражение. Также спондилоартроз является предшественником дальнейшего поражения межпозвонковых суставов — спондилёза (изнашивание структур позвоночника), грыжи межпозвонкового диска, спондилолистёза (соскальзывание позвонка) и других. [1] [7] [9]

Читайте также:  Упражнения для глаз при работе на компьютере - убираем усталость глаз

Симптомы спондилоартроза

Одним из главных симптомов и основной причиной обращения за медицинской (или альтернативной) помощью при спондилоартрозе является боль — неприятное сенсорное и эмоциональное ощущение, которое связано с реальным или потенциальным повреждением структур организма (согласно определению Международной ассоциации по изучению боли).

В большинстве случаев болевое ощущение локализуется в повреждённом сегменте позвоночника. При начальной стадии заболевания оно может длиться несколько минут, а на последней стадии при отсутствии квалифицированного лечения бывает практически круглосуточным.

Боль часто вызывается движением в поражённом отделе позвоночника (шейном, грудном, пояснично-крестцовом). По этой причине возникает следующий симптом — ограничение амплитуды движений в позвоночнике. Подвижность в межпозвонковых суставах может также ограничиваться локальным повышенным напряжением мышц и фасций (оболочек), которое возникает в качестве защитного механизма, а также изменениями структуры поражённых межпозвонковых суставов при длительном течении заболевания.

По данным ряда современных медицинских исследований спондилоартроза, у пациентов с длительным течением заболевания (более трёх месяцев) и ежедневными болевыми эпизодами может происходить развитие астено-невротических нарушений (неврастении). Более 80% пациентов, страдающих от спондилоартроза более года, имеют тревожно-депрессивные состояния различной степени выраженности. Поэтому для составления наиболее действенной программы реабилитации необходимо подтверждение психо-неврологических симптомов.

Нередко пациенты со спондилоартрозом отмечают утреннюю напряжённость, скованность в повреждённом отделе позвоночника, которая довольно быстро уменьшается самостоятельно или после лёгкой разминки. [1] [7] [8] [9]

Патогенез спондилоартроза

Патогенез спондилоартроза во многом схож с механизмом развития артроза в периферических суставах опорно-двигательного аппарата.

В результате чрезмерной осевой нагрузки на структуры фасеточных суставов и гипермобильности (повышенной гибкости) возникает нарушение микроциркуляции и диффузии веществ в хрящевой ткани. Следующие за этим дегенерация суставного хряща и синовит приводят к подвывихам в суставах и растягиванию суставной капсулы.

Формирующееся неспецифическое воспаление является причиной ноцицептивных (физиологических) болевых ощущений в поражённых сегментах позвоночника. Последующая неадекватная нагрузка на межпозвонковые суставы и связки может вызывать раздражение менингеальных ветвей спинальных нервов — развивается нейропатический механизм боли.

На последующих стадиях заболевания околосуставные зоны кости, подвергающиеся механической перегрузке, образуют костные наросты — остеофиты. Эта защитная реакция организма приводит к ограничению подвижности в межпозвонковых и ограничению нагрузки на фасеточные суставы.

Продолжающееся разрастание костных наростов в участках поражённых межпозвонковых суставов в завершающей стадии спондилоартроза приводит к анкилозу (неподвижности сустава) и постепенно развивающемуся стенозу позвоночного канала со сдавлением прилегающих сосудов, спинного мозга и его корешков. [1] [3] [4] [6] [7]

Классификация и стадии развития спондилоартроза

В зависимости от уровня локализации различают:

  • шейный спондилоартроз;
  • грудной спондилоартроз;
  • пояснично-крестцовый спондилоартроз;
  • полисегментарный спондилоартроз (при поражении нескольких отделов позвоночника).

Существуют различные виды течения спондилоартроза:

  • унковертебральный — поражаются остистые отростки шейных позвонков (ункусы);
  • дугоотростчатый — поражение локализуется в дугоотростчатых суставах грудного отдела позвоночника и местах соединения позвонков с рёбрами;
  • деформирующий — изменение формы позвонков разрастающимися остеофитами;
  • дегенеративный — разрушение межпозвонковых суставов и структуры межпозвонковых дисков;
  • анкилозирующий — характерен для ревматического поражения позвоночника и периферических суставов при болезни Бехтерева;
  • диспластический — значительное изменение формы строения межпозвонковых суставов.

Клинические стадии спондилоартроза:

  • I стадия — болевые ощущения отсутствуют, происходит незначительное нарушение в паравертебральных связках, снижается эластичность диска;
  • II стадия — поражаются фиброзные кольца межпозвонковых дисков, проявляется слабовыраженный болевой синдром, лёгкая скованность в мышцах, незначительное ограничение подвижности;
  • III стадия — начинается рост остеофитов, появляется неспецифическое воспаление, поражаются связочный аппарат и костная поверхность межпозвонкового сустава;
  • IV стадия — происходят значительные структурные изменения в суставах позвоночника, вплоть до анкилоза и спондилёза, нарушается сосудистая циркуляция и иннервация поражённого паравертебрального сегмента.

Осложнения спондилоартроза

При отсутствии своевременного и правильного лечения осложнения спондилоартроза могут быть представлены:

  • хроническим болевым синдромом, значительно снижающим качество жизни пациента и приводящим к развитию психоэмоциональных нарушений (тревожность, депрессия);
  • значительным ограничением, вплоть до отсутствия подвижности в поражённых сегментах позвоночника, и, как следствие, изменением стереотипа ходьбы, невозможностью длительного пребывания в положении сидя и стоя;
  • нарушением невральных структур (спинномозговых корешков, спинного мозга) с развитием моторных, сенсорных и смешанных нарушений в зависимости от уровня повреждения;
  • невозможностью выполнения привычных бытовых и профессиональных нагрузок, приводящей к ивалидизации.

Осложнения длительно текущего спондилоартроза шейного отдела позвоночника могут быть представлены также вестибулярными нарушениями — преимущественно вертиго (голокружением) и атаксией (расстройством координации движений). Они возникают вследствие механического сдавления позвоночной артерии в результате унковертебрального спондилоартроза.

При хроническом спондилоартрозе поясничного отдела позвоночника может развиваться нестабильность позвонков, которая способна привести к спондилолистезу с ирритацией (раздражением) или компрессией прилежащих спинномозговых корешков. Это, в свою очередь, может вызвать распространение болевого синдрома в нижние конечности. [3] [7] [9]

Диагностика спондилоартроза

Объективная диагностика осуществляется методами визуализации (рентгенографией, магнитно-резонансной и компьютерной томографией), которые подбираются индивидуально с акцентом на поражённый отдел позвоночника:

  • при поражении шейного отдела с сосудистыми нарушениями проводится ультразвуковая диагностика сосудов шеи и магнитно-резонансная томография сосудов с контрастированием;
  • при симптомах поражения невральных структур для выявления уровня и степени поражения назначается электромиография (стимуляционная или игольчатая).

Для определения выраженности воспалительного процесса исследуется общий анализ крови с оценкой факторов ревматического поражения (при подозрении на системность заболевания).

Неотъемлемой клинической диагностикой является сбор жалоб и анамнеза, проведение стандартного неврологического осмотра и мануального обследования позвоночника.

Симптомы спондилоартроза, как правило, слабо выражены или вообще отсутствуют на ранних стадиях заболевания и максимальны при выраженных структурных нарушениях. В зависимости от уровня поражения позвоночника могут появляться дополнительные симптомы, связанные с поражением прилегающих анатомических структур.

Читайте также:  Что такое ЛФК в медицине: определение и описание

Так, при длительно текущем спондилоартрозе шейного отдела позвоночника пациент может жаловаться на появляющиеся сосудистые нарушения (головокружение, неустойчивая походка), связанные со сдавлением позвоночных артерий. Компрессия шейных корешков спинного мозга сопровождается иррадиирующей болью в область иннервируемого участка верхней конечности и возможных моторных, сенсорных и вегетативных нарушений.

Симптомы спондилоартроза в грудном отделе позвоночника беспокоят пациентов в меньшей степени ввиду ограниченной подвижности данных сегментов. Болевое ощущение иногда может распространяться вдоль рёберной дуги, имитируя боль в сердце, поджелудочной железе, печени или желчном пузыре.

В пояснично-крестцовом отделе позвоночника — наиболее распространенное место развития спондилоартроза — болевой синдром может локализоваться в области поясницы, ягодиц, верхней трети бёдер, а при повреждении спинномозговых корешков иррадиировать в нижнюю конечность. [1] [3] [7] [9]

Лечение спондилоартроза

Симптоматическое лечение спондилоартроза заключается в избавлении пациента от основного страдания — болевого синдрома. При ноцицептивной боли назначаются нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП), которые также будут устранять имеющееся неспецифическое воспаление. Современные исследования подтверждают примерно равную эффективность селективных ЦОГ-2 НПВП при соразмерных дозировках и продолжительном применении. В связи с этим стоит отдать предпочтение менее гастро- и кардиотоксичным препаратам (Celecoxib, Meloxicam, Nimesulide).

При нейропатической боли используются антиконвульсанты (Gabapentin, Pregabalin), ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина (Venlafaxine, Duloxetine), трициклические антидепрессанты (Amitriptyline, Imipramine) и анальгетики центрального действия — “миорелаксанты” (Baclofen, Tolperisone, Benzodiazepines). В случае лёгкого и умеренного ноцицептивного болевого синдрома при спондилоартрозе не стоит забывать об эффективности селективных ЦОГ-3 препаратов (Аcidum acetylsalicylicum, Acetaminophen). Устойчивый выраженный болевой синдром требует назначения опиоидных препаратов (Tramadol, Codeine).

Эффективной является локальная инфильтрационная анестезия местными анестетиками (Novocaine, Lidocaine) в сочетании с глюкокортикостероидами (Betamethasone, Dexamethasone) болезненных мышечных уплотнений и триггерных точек паравертебральных мышц поражённого спондилоартрозом отдела позвоночника.

В доступной для изучения научной медицинской литературе нет данных об исследованиях применения хондропротекторов при спондилоартрозе. Поэтому целесообразность использования этой группы препаратов при данном заболевании сомнительна.

Немедикаментозное лечение при спондилоартрозе направлено на:

  • снятие миофасциального спазма (мануальная терапия и чрескожная электронейростимуляция);

  • поддержание и восстановление подвижности поражённых суставов (мануальная терапия и лечебная физкультура).

При сопутствующих тревожных и депрессивных расстройствах, развивающихся при длительно текущем болевом синдроме, эффективны психотерапевтические методики (индивидуальная и групповая когнитивно-поведенческая терапия).[reference:] [4] [5] [8] [9]

Прогноз. Профилактика

Прогноз заболевания зависит от его выявленной формы и стадии. На более ранних этапах поражения возможно значительное восстановление двигательных функций межпозвонковых суставов и купирование болевого синдрома. IV стадия считается необратимой, поэтому главной задачей в данном случае является остановка дальнейшего структурного разрушения и формирование приспособительных механизмов функционирования для поддержания трудоспособности и бытовой активности пациента.

Профилактика спондилоартроза, прежде всего, заключается в:

  • проведении регулярного медицинского обследования позвоночника;
  • поддержании физиологичной массы тела;
  • рациональном профессиональном и бытовом двигательном режиме;
  • устранении физических перегрузок (в том числе спортивных);
  • регулярной физической активности (адекватных фитнес-программах с инструктором);
  • своевременном квалифицированном лечении воспалительных заболеваний.

Питание при спондилоартрозе, равно как и при большинстве других заболеваний, должно быть сбалансированным, максимально натуральным. Поскольку большинство людей, страдающих спондилоартрозом, имеют лишнюю массу тела, пересмотр пищевых предпочтений должен быть направлен на менее калорийные продукты. В целом необходимо помнить о довольно простом правиле всех диетических программ по снижению массы тела: количество затраченной энергии должно быть больше количества потребляемой энергии.

Распространённая рекомендация многих специалистов “следить за осанкой” при данном заболевании безусловно имеет право на существование, однако практическая эффективность такой рекомендации зачастую сведена к нулю. Даже условно здоровый человек не способен в течение дня наблюдать за своим положением спины ввиду многочисленных профессиональных и бытовых отвлекающих причин. Тем более не сможет следить за осанкой пациент со спондилоартрозом, так как он стремится принять наиболее безболезненную позу.

Формирование наиболее физиологичной осанки происходит при регулярном выполнении лечебной физкультуры (фитнес-реабилитации) с квалифицированным инструктором в течение не менее шести месяцев. За этот период формируется наиболее адекватный паравертебральный мышечный тонус, позволяющий придать позвоночнику максимально физиологическое положение без контроля внимания.

Программы фитнес-реабилитации должны быть неотъемлемой частью лечения пациентов со спондилоартрозом. Под контролем лечащего врача подбирается индивидуальный комплекс лечебных упражнений с учётом стадии заболевания и общего состояния пациента. Раннее начало коррекции двигательных нарушений и обучение правильному двигательному стереотипу способствует более быстрому восстановлению трудоспособности. [1] [7] [9]

Упражнения при протрузии позвоночника

Столкнувшись с такой проблемой, как протрузия позвоночника, большинство пациентов оказываются близки к отчаянию. Однако нет причин опускать руки. Нужно обратиться за помощью к высококвалифицированным специалистам, которые помогут справиться с болезнью, отказавшись от помощи хирурга.

В клинике доктора Гриценко прием ведут опытные врачи с большим стажем работы. Они подскажут верный способ избавления от страданий, помогут восстановить утраченное здоровье, основываясь на знаниях и опыте, полученных за время работы под руководством доктора Гриценко. Здесь акцент делается на бережную терапию и полный отказ от операции. С этой целью Доктор Гриценко разработал собственную методику, в соответствии с которой подобраны упражнения при протрузии позвоночника, которые подбираются индивидуально для каждого больного.

Что такое протрузия

Протрузия позвоночника не является недугом, возникающим по непонятным причинам. Современным врачам хорошо известно, что данному заболеванию предшествует остеохондроз, отсутствие своевременного и адекватного лечения которого приводят к развитию сложной патологии. Помочь больному справиться с недугом могут упражнения при протрузии позвоночника, выполнение которых способствует восстановлению нормального положения всех сегментов позвоночника и избавлению от боли.

В результате дегенеративно-дистрофических процессов тело позвонков преждевременно разрушается, появляются мелкие трещины, в которые проникает студенистое ядро межпозвоночного диска. Это и есть протрузия. Ее основными симптомами являются:

  • болезненность;
  • онемение конечностей;
  • ощущение постоянного легкого покалывания в руках и ногах.

Мышцы ослабевают, что приводит к нарушению нормального положения позвонков. В области появления протрузии пациенты ощущают жжение и жалуются на скованность движений. Протрузия межпозвоночных дисков возникает в различных отделах позвоночника и становится причиной ухудшения качества жизни больного.

Читайте также:  Упражнения при миоме матки - какие можно и нужно делать

Высокой эффективности лечения при данном заболевании можно добиться с помощью выполнения специально разработанного комплекса упражнений при протрузии позвоночника. Так как одной из основных причин возникновения протрузии позвоночника является малоподвижный образ жизни, сидячая работа, лишний вес, то избавиться от недуга поможет гимнастика.

Как делать упражнения

Доктор Гриценко разработал комплекс упражнений, позволяющий избавиться от симптомов и проявлений такого сложного заболевания, как протрузия позвоночника. Для каждого отдельного пациента такой комплекс составляет из упражнений, подобранных с учетом особенностей организма больного, нюансов течения заболевания и причин, вызвавших его появление.

Существует несколько правил выполнения упражнений при протрузии позвоночника, соблюдение которых способствует быстрому и качественному лечению:

  • Движения выполняют медленно.
  • Дыхание не задерживают и не прерывают.
  • Количество повторов каждого упражнения и уровень нагрузки определяет только лечащий врач.
  • Занятия должны быть регулярными и не продолжительными.
  • Выполняя упражнения при протрузии позвоночника, пациент не должен испытывать болевых ощущений.

Доктор Гриценко разработал собственную методику лечения протрузии позвоночника, в соответствии с которой больной должен выполнять упражнения в положениях стоя, сидя и лежа. После каждого упражнения позицию требуется менять. Это позволяет более качественно укрепить мышцы спины, поддерживающие позвоночный столб, и удерживающие его в физиологическом положении.

Особенность упражнений при протрузии позвоночника заключается в том, что все они направлены на восстановление мышечной активности и возврат позвоночника в нормальное положение, обеспечивающее снятие компрессии с нервных окончаний.

Комплекс упражнений

Приступая к выполнению упражнений, назначаемых при протрузии позвоночника, пациенты должны знать и некоторых запретах, существующих при данном заболевании:

  • прыжки;
  • подъем и перемещение тяжестей;
  • марафонская ходьба;
  • занятия бодибилдингом;
  • активные виды спорта (футбол, баскетбол, волейбол).

Для каждого отдела позвоночника разработан свой комплекс упражнений, в соответствии с которым движения выполняют сидя или лежа, стоя или опустившись на четвереньки.

Упражнения, направленные на укрепление мышц спины, поясницы и крестца:

  1. Первые движения выполняют лежа на спине, вытянув руки вдоль туловища. Больному нужно медленно, разводя руки в стороны, завести их за голову и потянуться всем телом. Это упражнение на растяжку, без которого занятие не будет столь эффективным.
  2. Согнутые в коленях ноги нужно положить на специальную опору или сиденье стула так, чтобы нога от пятки до колена находилась на опоре. Руками можно держаться за опору или оставить их вытянутыми вдоль туловища. Суть упражнения заключается в попытке поднять верхнюю часть туловища, стараясь дотянуться подбородком до груди. Потребуется не менее 10 повторов, если отсутствуют болевые ощущения
  3. Хорошо известное всем упражнение «кошачий хребет» обеспечивает не только укрепление мышц спины, но и качественную растяжку
  4. Лежа на спине нужно поочередно отводить ноги в сторону.
  5. Работа с дыханием. Пациент предстоит прислушаться к собственному дыханию и добиться, чтобы оно осуществлялось животом. На вдохе живот округляется, а на выдохе, словно втягивается в грудную клетку.
  6. Стоя на четвереньках, держа спину ровно, нужно отводить в сторону то одну, то другую ногу.
  7. Приняв упор ладонями и коленями, больному необходимо имитировать приседания, касаясь ягодицами пяток и вновь принимать исходное положение не менее 10 раз.
  8. Не меняя положения больной должен дотянуться локтем до колена противоположной ноги.
  9. Прежде чем пациент примет положение стоя, он должен лечь на спину, вытянуть руки вдоль туловища, полностью расслабить мышцы и вновь разводя руки в стороны завести их за голову и потянуться всем телом

Теперь можно восстановить дыхание, посчитать пульс и осторожно подняться на ноги. Если врач считает необходимым, пациенту будет рекомендовано делать наклоны в стороны, держась за надежную опору. Важно помнить, что все выполняемые при протрузии позвоночника упражнения, подбирает только высококвалифицированный специалист.

Делают такую гимнастику под руководством инструктора, который перед началом занятий убедится в том, что пациент достаточно хорошо себя чувствует, а его заболевание находится в стадии ремиссии. Это позволит избежать развития опасных осложнений.

Роль дополнительных кружков и секциий в развитии детей

Алла Алексеевна Кишкина
Роль дополнительных кружков и секциий в развитии детей

Ни для кого не секрет, что дополнительные кружки и секции очень важны для гармоничного развития ребенка!

Спортивные секции помогут стать ребенку более ловким, гибким, сильным и смелым. Кроме того спорт закаляет характер и позволяет развить такие качества, как целеустремленность, умение добиваться своей цели и способность преодолевать трудности.

Интеллектуальные кружки развивают ребенка, учат анализировать, решать задачи. Польза от них несомненна будет видна и в учебе.

Творческие занятия повлияют на художественный вкус, научат мастерить поделки своими руками, разовьют в ребенке чувство прекрасного.

Описывать пользу дополнительных занятий можно очень и очень долго. И я считаю, что мы, как педагоги, должны стремиться привлекать родителей к тому, чтобы их дети посещали данные секции и кружки.

К сожалению, не все родители задумываются об этом, многие считают, что это бесполезная трата времени и денег. Именно поэтому я призываю вас, дорогие коллеги, пытаться донести до родителей пользу дополнительных занятий для своих детей!

В своей группе для реализации этой задачи, я организовала небольшое показательное занятие. Пригласила руководителя одной из спортивных секций нашего города. А именно – секции рукопашного боя для детей. Тренер и руководитель в одном лице показал ребятишкам пару приемов, пришел в специальной форме, принес экипировку. Нельзя описать насколько сильно это заинтересовало моих ребятишек, в основном мальчиков, конечно же. Они с удовольствием померили перчатки, попытались ударить по специальной лапе, попрыгали.

Итогом нашего занятия стало то, что троих детей записали в спортивные секции (кого-то на карате, кого-то в эту самую секцию рукопашного боя). Это небольшой результат, но ведь если каждый воспитатель поспособствует проведению таких вот необычных занятий, возможно, многие дети найдут для себя секцию по душе.

Читайте также:  Плавание для похудения: как и сколько нужно плавать в бассейне, чтобы похудеть

Большинство детей даже не подозревают чем хотели бы заняться, какую секцию посещать. Им необходима наглядная демонстрация. После таких занятий кто-то из детей заинтересуется и попросит родителей отвести их именно в кружок танцев (рукоделия, музыкальную школу).

Дорогие коллеги, давайте делать все возможное, чтобы наши ребятишки развивались и росли духовно, интеллектуально и физически! Спасибо за внимание!

Посмотрите обязательно, получите огромное удовольствие! Видео Развитие танцевального талатливого ребенкаНе стоит отдавать ребенка в огромное количество дополнительных секций и кружков. Спортивный.

Выставка в детском саду Выставки в дошкольном учреждении имеют ценность, и как в работе с родителями, так же и в работе с кадрами, но и, конечно, как информационный.

Какие кружки и хобби помогают всесторонне развивать ребенка

Исследования медицинской школы Гарварда показывают, что хобби делает людей счастливыми. Г. Каймал и К. Рэй из Дрексельского университета выяснили, что любимые занятия повышают уровень уверенности в себе, снижают стресс и активизируют творческое мышление.

Всестороннее развитие личности ребенка означает развитие всех её аспектов, когда нет преимущества в каком-то одном направлении. Школьная программа не может удовлетворить все потребности всестороннего развития ребенка. Именно родители должны понять, что нравится ребенку, и предоставить ему возможность этим заниматься. Благо выбор разнообразных кружков и секций сегодня большой.

В какой кружок отдать ребенка

Исследование, проведённое в январе 2020 года, выявило, что у 79% опрошенных родителей дети школьного возраста посещают кружки и секции. Среди них 78% — спортивные занятия, 46% — творческие кружки и обучающие занятия.

Спорт для ребенка — это не только здоровье, но и его высокая самооценка и формирование характера. Тренировки в любом виде спорта помогают развивать терпение и выносливость, закаляют характер. Занятия в спортивной секции по командным видам спорта (футбол, волейбол, хоккей и др.) физически укрепляют ребенка, развивают навыки общения, воспитывают силу воли, лидерские качества, дисциплину, командный дух. Занятия индивидуальными видами спорта позволяют добиться личной цели, что воспитывает амбициозность и силу воли.

Творчество развивает воображение, художественные навыки и эстетический вкус, игра на музыкальных инструментах — терпение и аккуратность, занятие в театральной студии раскрывает способности и стимулирует двигательные, речевые, социальные и коммуникативные навыки школьников.

Как родителям помочь ребёнку в выборе кружка и хобби

По мнению кандидата психологических наук Татьяны Викторовны Рединой, часто родители сталкиваются со следующими проблемами:

  • психологические трудности: не знают интересов ребенка и динамики смены его интересов, которая происходит с его переходом на новый возрастной этап (дошкольник, школьник, подросток);
  • навязывание своих интересов, выбор кружка по своему усмотрению без учета интересов ребенка и его способностей, особенно когда выбираются занятия, которые требуют определённых природных задатков (музыкальных, художественных, спортивных, интеллектуальных и других);
  • игнорирование актуальных интересов ребенка, оценивание их как временных, преходящих, незначимых, непрестижных, неперспективных, несерьезных, не соответствующих возрасту («ты еще маленький», «ты перерос» и прочее), мешающих учебе, отвлекающих от чего-то важного с точки зрения родителей.

Частая проблема: родители действительно не знают, чем увлекается их ребенок, и не всегда могут понять, что в его увлечениях подлинное — соответствующее его актуальным и потенциальным интересам, а что наносное — дань моде, подражание тому, что делают друзья, ближайшее окружение, или подражание героям книг, комиксов, фильмов и тому подобное. И здесь нужна помощь самим родителям, чтобы смогли лучше понять своего ребенка, увидеть его возможности и интересы. Не всегда ведь желания ребенка соответствуют его возрастным и психофизическим возможностям.

Еще одна проблема — частая смена интересов и увлечений ребенка, что иногда ставит родителей в тупик. Ребенок загорается чем-то, родители предпринимают усилия, чтобы помочь ему в реализации интересов, а он быстро охладевает к занятиям. Родители не всегда знают, как поддерживать возникший интерес ребенка, когда и в какой мере включать свой авторитет родителя, чтобы удержать интерес, не дать угаснуть увлечению. Такую частую смену интересов и увлечений в определенном возрасте можно рассматривать как «возрастную норму» для детей 7—10 лет. Но после 10 лет это уже сигнал к тому, чтобы задуматься и постараться разобраться, почему так происходит.

Вообще родителям следует учитывать, что на каждом возрастном этапе может и должна происходить смена интересов, и помнить о том, что ничего для ребенка не проходит даром. Многие увлечения, казалось бы, угасшие в далеком детстве, могут с неожиданной силой и по-новому дать о себе знать в более взрослом возрасте, на этапе выбора профессии, например. То же и в отношении стойких интересов, которые поддерживаются на протяжении всего периода взросления ребенка. Они не обязательно являются определяющими для выбора профессии. Но они подготавливают почву и основу для успешности в выбранной профессии.

Основные проблемы при выборе родителями кружков и секций для ребенка — это проецирование на него своих предпочтений или не достигнутых ими в детстве целей, а также их желание максимально занять все его свободное время. Родители должны расставить приоритеты в развитии ребенка. Они забывают, что детям важно иметь свободное время, когда они могут побегать на улице, погулять с друзьями во дворе, поиграть в футбол на площадке. Когда родители говорят, что ребенок получает достаточно общения и физической нагрузки в школе или в спортивной секции, они не учитывают, что у детей должна быть возможность делать это тогда, когда им этого захочется, а не только на обязательных занятиях. Свобода нужна ребенку для того, чтобы он мог сам выбирать интересное занятие, а не ждал, когда за него это сделают взрослые.

Читайте также:  Гимнастика для глаз при возрастной дальнозоркости для восстановления зрения

Родителям нужно выбирать занятия для детей в соответствии с их способностями и желаниями, а не вспоминать о своих детских разочарованиях или успехах.

Многие современные дети сильно перегружены. По ее мнению, перегрузка вызывает привычку к подчинению, приводит к безрадостности и безразличию, неврозам и тревожности, неспособности к творчеству. Кружки и другие формы внешкольных объединений (дополнительного образования) всегда были местом, где ребенок получал возможность реализации своих увлечений, где он мог попробовать и почувствовать свои возможности, раскрыть и развить свои способности. И самое главное — там осуществляется подлинное воспитание, и ребенок получает возможность формирования личности, развитие самодеятельности, навыков социального взаимодействия и коммуникации, формирования самостоятельности и ответственности.

Таким образом, родители для обеспечения всестороннего развития ребенка должны быть активно вовлечены в его жизнь, должны распознать его интересы, способности, предоставить ему выбор разнообразных занятий, приносящих ему радость и пользу.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Спортивная психология. Дети в спорте: психология победы.

Дети в спорте: психология победы.

О мотивации.

Известный российский спортивный психолог Р.М. Загайнов, тренировавший таких чемпионов как Алексей Ягудин (фигурное катание), Гарри Каспаров (шахматы), Сергей Бубка (легкая атлетика) и др., выделяет спортсменов-чемпионов и говорит об их особой «абсолютной мотивированности».

И, если для такого спортсмена мотивация на победу, желание быть первым во всем проявляется еще в детстве и проходит красной нитью через всю жизнь, затрагивая все виды деятельности, то для основной массы спортсменов мотивацию нужно постоянно активизировать.

На начальном этапе спорт привлекает детей тем, что, например, способствует развитию определенных качеств характера, таких как смелость, решительность, настойчивость, формируется спортивное телосложение, присутствует желание быть похожим на известного игрока, а также потребность в признании и уважении окружающих.

Кроме того, если ребенок по каким-либо причинам неуспешен в школе и не пользуется уважением одноклассников, то он решает реализовать себя в спорте. Известный психолог Е.П. Ильин приводит такой пример: «Мировая рекордсменка по плаванию 70-х годов XX века Линн Гаутчи писала: «В школе я себя чувствовала глупой и комплексовала по поводу своей внешности, которую считала не очень привлекательной. Поэтому бассейн был тем местом, где я получала основу для самоуважения. Там я была звездой, и никто не смел обидеть меня. В бассейне я обретала блеск и красоту. К тому же я по-настоящему любила плавание». В этом примере желание самореализоваться и самоутвердиться в обществе выступает мощным мотиватором на достижение успеха.

Хотелось бы отметить, что на начальном этапе занятий спортом в мотивации детей отсутствует материальная составляющая, а превалирует потребность в общении с такими же ребятами-спортсменами, удовольствие от тренировок, причастность к спорту. Хотя в дальнейшем с возрастом приоритеты могут меняться.

У юных спортсменов с недостаточной природной мотивацией можно наблюдать ее колебания. Это нормально. Дело в том, что дети ориентированы на быстрый результат – стать успешным спортсменом, обыграть известного игрока, быть лучшим, но не ориентированы на длительный, сложный, порой монотонный процесс тренировок с успехами и неудачами.

Поэтому в определенные периоды времени мотивация может быть на высоком уровне, например, ребенок посмотрел матч с авторитетным для него игроком и, наблюдая за профессиональным спортсменом, увидел с какой заразительной легкостью тот ведет мяч и обходит соперников. Или же родители в очередной раз рассказали о том, как сложно и в то же время престижно быть лучшим игроком и о том, что для победы важно ежедневно трудиться, что нужна целеустремленность, сила воли, определенные жертвы, на которые придется идти ради тренировок – друзья собираются в кино, а он, как настоящий спортсмен, говорит, что он занят – подготовка к соревнованиям.

С другой стороны, монотонность тренировок, периодические неудачи или опять же необходимость идти на тренировку вместо поездки с классом на природу могут отрицательно сказываться на желании ребенка заниматься спортом.

Кроме того, со временем накапливается усталость, появляется эмоциональное выгорание, все это вместе с отсутствием быстрого, желаемого результата негативно влияет на мотивацию. В такой ситуации важна активность тренера, его умение заинтересовать ребенка, превратить тренировки в увлекательный процесс.

Положительно влияют на мотивацию хорошие, доверительные отношения с тренером, когда достигается понимание друг друга с полуслова и тренер демонстрирует логичное, предсказуемое для ребенка поведение – при наличии ошибок звучит разумная, спокойная критика с коррекцией действий и непременно похвала, если получилось новое упражнение.

В то же время мотивация на достижения может снижаться, если совсем не поощрять ребенка, не отмечать его даже небольшие успехи. Не исключается адекватная критика. Но цель ее – скорее информирование игрока о наличии ошибок и способах их исправления.

Продуктивная тренировка также может выступать хорошим мотиватором – у ребенка появляется уверенность в собственных силах, желание повторить и закрепить то, что он теперь умеет, проверить свои силы в соревнованиях.

Хороший матч с заведомо более сильным соперником, несмотря на то, что он не привел к победе, но игрок был активен, сумел использовать отработанные с тренером техники и приемы и выложился по максимуму, может мотивировать спортсмена на достижение более высоких результатов.

Нахождение игрока среди других спортсменов, даже если они потенциальные соперники (сборы, отборочные соревнования), тем не менее, повышает мотивацию – здесь срабатывает принцип: мы – профессиональные спортсмены, мы занимаемся одним делом. То есть осознание себя частью референтной группы обязывает соответствовать этой группе, стремиться к новым достижениям, стать лучшим из лучших, дабы заслужить уважение членов команды.

Общеизвестно, что высокий уровень мотивации увеличивает эффективность деятельности, но если ребенок демонстрирует чрезмерное желание выиграть, то результат ухудшается. Согласно закону Йеркса-Додсона, по мере того, как мотивация увеличивается, соответственно, увеличивается и показатель успешности, но при достижении определенного максимума мотивации качество деятельности резко снижается. Дело в том, что чрезвычайно высокий уровень мотивации способствует появлению психологического напряжения и вызывает определенные эмоциональные реакции: волнение, стресс, а это в свою очередь приводит к ухудшению эффективности деятельности.

Читайте также:  Как не перекачаться в тренажерном зале девушке и возможно ли это

Таким образом, ребенок будет максимально эффективным в матче или соревнованиях при среднем, оптимальном уровне мотивации.

В процессе спортивной деятельности дети испытывают самые разные эмоции и, конечно, трудно переоценить их влияние на качество тренировок и успешность выступления на соревнованиях.

Всем известно волнение игроков перед началом матча. Важную роль играет значимость соревнования для ребенка (например, накануне мама говорит, что он обязательно должен обыграть Ваню, тем самым делая этот матч значимым для сына), индивидуальные психологические особенности (тип нервной системы, характер), обстановка на соревнованиях: это и поведение окружающих, и атмосфера, и место проведения соревнований и многие другие факторы.

Выделяют три вида предстартовых эмоциональных состояния. Первое – это состояние воодушевления, когда спортсмен уверен в себе, своих силах, ощущает прилив энергии, находится на подъеме и с нетерпением ждет начало старта. Это состояние является оптимальным для успешного выступления.

Второе – это лихорадочное состояние, которое наблюдается при вышеупомянутой чрезмерно высокой мотивации и характеризуется эмоциональной неустойчивостью (волнение, стресс, раздражительность), расстройством в координации движений – в таком состоянии трудно сконцентрироваться.

Третье эмоциональное состояние, наблюдаемое у некоторых спортсменов –это апатия. Это может быть вызвано неадекватной нагрузкой (перетренированностью) либо, если спортсмен долгое время находился в состоянии ожидания матча и «перегорел». При этом игрок испытывает сонливость, вялость, страдает внимание, концентрация, ему сложно собрать себя, организовать.

Негативное влияние на деятельность спортсмена во время соревнований оказывает состояние тревоги. Оно может быть связано с более сильным соперником, с незнакомым местом проведения матча, с неуверенностью в собственных силах, с недостаточно закрепленным навыком и др.

Способы регуляции эмоционального состояния.

Выше мы рассмотрели как эмоциональное состояние спортсмена может способствовать успешности его деятельности либо вызывать ее полную дезорганизацию. Поэтому нужно знать приемы, способствующие уменьшению психического напряжения.

Начнем с того, с какой установкой Ваш ребенок идет на соревнования.

Простой пример: ребенок недавно начал заниматься теннисом. Спустя какое-то время тренер посоветовал родителям поучаствовать в соревнованиях с другими детьми. И родители настраивают мальчика на победу, хотя понимают, что на данный момент у него нет подготовленности к победе над более опытным участником: нет стабильности в подаче, трудности с приемом крученых мячей и т.п.

И, когда в процессе игры с соперником, преимущество оказывается на стороне другого игрока, ребенок растерян, разочарован, понимает, что не оправдал надежды родителей (эмоции захлестывают). И часто исход в такой ситуации – это либо слезы, либо агрессивные реакции с бросанием ракетки, либо «сливание» игры.

Вопрос: что можно сделать, чтобы ситуация не была столь трагичной для ребенка? Чтобы он не «слил» игру, но получил ценный опыт поражения?

Можно идти на матч с другой установкой.

Вы объективно понимаете, что у Вашего ребенка, несмотря на небольшой опыт занятий теннисом, уже есть сильные и слабые стороны игры. Например, он великолепно бьет слева двумя руками и мастерски делает укороченные. И перед соревнованиями стоит напомнить ему о его преимуществах в игре и в дополнение, при возможности, например, потренировать смэш, который дается ему непросто. Но заранее обсудить, что данное соревнование является проверкой его умений, чтобы родители и тренер могли понять, что именно у него не получается и над чем и как нужно поработать.

Так, здесь сработает мотивация не на победу, но мотивация на избегание ошибок, на проверку своих возможностей на сегодняшний день, на испробование техник и приемов, на проверку их освоения ребенком, чтобы понять, в каком ключе продолжить тренировки и на что сделать акцент.

По окончании матча речь идет не о проигрыше, а о том, что получилось хорошо, а над чем нужно продолжить работу. Например, была отличная подача, но трудно было принимать укороченные мячи соперника или так называемые «свечки».

При такой мотивации Вы будете удивлены, насколько у Вашего ребенка изменится эмоциональное состояние, отношение к матчу, к сопернику, более того, по окончании соревнования он с интересом будет рассказывать ход «схватки» и анализировать, что получилось, а какие техники надо потренировать.

И, напоследок, несколько слов о саморегуляции. Во время соревнований психическое напряжение порой чрезвычайно велико и нужно уметь расслабиться, чтобы сохранить энергию до конца матча. Для этого существуют различные дыхательные техники, их сочетают с напряжением и расслаблением мышц.

Кроме того, существуют аутогенные тренировки – они могут оказывать различный эффект на спортсменов, поэтому важно понимать, когда их лучше использовать.

Как способ снятия эмоционального напряжения во время соревнований можно использовать замещающую деятельность. Например, во время теннисных турниров мы можем наблюдать как спортсмен прыгает на месте или делает имитацию ракеткой без удара по мячу – такие действия способствуют сбросу накопившегося напряжения. Для некоторых спортсменов хорошей разрядкой является речь – во время небольших пауз они могут что-то проговаривать вслух.

Существует много способов снятия психического напряжения, связанных не только с релаксацией, дыхательными упражнениями, но и с изменением отношения к соревновательной деятельности, с моделированием различных обстоятельств, при которых могут проходить матчи, с изменением установки, изменением уровня притязаний.

Для каждого спортсмена способы снятия психического напряжения различны и подбираются с учетом его индивидуальных особенностей (характер, тип нервной системы и тп).

Спорт профессиональный или любительский меняет характер и способствует формированию сильного характера – ребенок учится взаимодействовать в команде, становится более собранным, ответственным, самостоятельным, получает опыт отстаивания своих интересов или интересов команды, учится не только проигрывать и выигрывать, но и мыслить: во время игры ему приходится анализировать действия соперника, самостоятельно принимать решения, выбирать тактику.

Читайте также:  Плюсы и минусы бега по утрам, нужны ли утренние пробежки каждый день

Пусть спортивные достижения Вашего ребенка способствуют становлению сильной и уверенной в себе личности, для которой занятия спортом являются не только удовольствием, но и возможностью реализоваться, самоутвердиться и найти свое призвание.

На моих консультациях Вы сможете узнать:

– насколько ребенок психологически и технически готов к участию в соревнованиях;

– как правильно ставить спортивные цели, чтобы ребенок с легкостью и желанием шел к их достижению;

– как управлять мотивацией ребенка;

– как справиться с состоянием страха, волнением перед матчем;

– как сбрасывать напряжение во время матча;

– что такое мертвая точка и второе дыхание.

Прием ведется:г. Москва ст. м. Крестьянская застава, Пролетарская

Запись по тел. +7 916 970 81 31 звонки, смс, Viber, WhatsApp

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

  • Газ на Алтае
  • Налоги для физических лиц
  • FITamic
  • FM-Продакшн
  • Все проекты
  • Правила поведения на сайте

  • Алтай
  • Барнаул
  • Коронавирус сегодня
  • Бийск
  • Рубцовск
  • Республика Алтай
  • Политика
  • Экономика
  • Правила жизни Искателей
  • Общество
  • Недвижимость
  • Происшествия
  • Мобильный репортер
  • Экология
  • Здоровье
  • Авто
  • Инфографика
  • Культура
  • Туризм
  • Спорт
  • Наука
  • Только о хорошем
  • Тесты и игры
  • Люди говорят
  • Образование
  • Кухня
  • Дача
  • Только на amic.ru
  • Подкасты
  • Вакансии
  • А это вообще законно?!
  • AmicМилосердие
  • Марафон победы
Прямой эфир

“Ребенок должен быть занят. Но. “: психолог о выборе секции для ребенка

Дополнительное образование – неотъемлемое звено в образовании и развитии ребенка. Психологи утверждают: желательно, чтобы каждый ребенок в период обучения в школе, начиная со второго класса, посещал кружок, студию, секцию.

Первый класс – период адаптации, привыкания к новому режиму и условиям обучения, выстраивания новых взаимоотношений с одноклассниками, учителями и родителями. Ребенок учится быть учеником, а это трудная работа, поэтому дополнительная нагрузка может вызвать осложнения адаптации и трудности в обучении. Поэтому дополнительную секцию стоит вносить в расписание школьника со второго класса. Или можно начать посещать кружок, студию за год до поступления в школу.

О том, как выбрать секцию дополнительного образования, что должно быть решающим фактором и как понять, что ребенок перегружен, рассказала психолог центра детской и семейной психологии “КАРИТАС+” Людмила Слободчикова.

– Людмила Валентиновна, есть какие-то правила для выбора секции?

– Да, существуют общие правила по подбору кружков, в среднем их должно быть 1-2. Один для физического развития и поддержания физической формы, второй для развития творческих способностей, эстетического и умственного развития. Например, танцевальный кружок и шахматный клуб/робототехника или секция по плаванию и изобразительная студия или музыкальная школа и теннис.

– Что должно быть решающим фактором: удобство для родителей, близость к дому, цена или то, что хочет ребенок?

– Есть случаи, когда родители через ребенка пытаются реализовать свои несбывшиеся мечты:

– я всю жизнь мечтала научиться рисовать, поэтому…

– у нас вся семья музыканты…

Иногда родители рассматривают занятия ребенка в секции, кружке как подкрепление статуса семьи:

– я тебя в самую дорогую секцию записала..

– у тебя самый лучший тренер..

Поверьте, что бессмысленно ждать от ребенка ответственности и благодарности за реализацию целей и потребностей родителей. В результате, скорее всего, сформируется невроз и либо протестное поведение, либо тревожно-неуверенное.

Нужно понять интересы, направленность способностей ребенка (что ему быстрее и лучше всего удается) и выбрать соответствующий кружок или секцию.

– А цена и близость от дома — это важные факторы?

– Удаленность от места проживания, цена обучения и экипировки также играют немаловажную роль при выборе кружка. Зачастую бывает так, что ребенок сходит несколько раз на занятия и отказывается – не понравилось. Поэтому первые шаги в дополнительном образовании стоит начинать в кружках и секциях, которые находятся рядом с домом, не требуют длительных перемещений и затрат. Какой бы выбор вы ни сделали, идеальный кружок должен находиться недалеко от дома, преподаватель должен быть не только профессионалом высокого уровня, но и любить детей, а занятия в кружке должны заканчиваться не позднее 20.00.

Я знаю случаи, когда дети возвращаются домой после многочасовых репетиций перед выступлениями значительно позже – это недопустимо! Психологические и физические перегрузки обязательно проявятся в близком или далеком будущем.

– Некоторые родители стараются максимально нагрузить ребенка. Пять секций, иностранные языки, конный спорт, робототехника и так далее. Правильно ли это?

– Да, ребенок должен быть занят. Но как бы мы ни стремились развить таланты нашего ребенка, загрузить и отгородить от дурного влияния улицы, помните, что нагрузка должна соответствовать возрастным особенностям. А занятия в кружках и секциях не должны мешать основной деятельности — учению. Кроме того, в режиме дня ребенка должны быть прогулки на свежем воздухе, сон не менее восьми часов и, конечно же, ежедневное общение с родителями “глаза в глаза” не менее 30-40 минут.

– Иногда родители используют дополнительное образование в качестве наказания…

– Да, такие примеры есть. “Ты не справляешься с уроками – значит, не будешь ходить на секцию, ты ее не заслужил”. Лишать ребенка образовательных занятий, которые ему нравятся, из-за неудач в школе, наверное, одна из серьезных ошибок в воспитании. Можно загубить интерес к получению знаний, сформировать безвольную личность или спровоцировать девиантное поведение и потом жаловаться: “Ребенок ничем не интересуется, ничего не хочет”.

Иногда бывают другие ситуации: “Ты плохо закончил год, поэтому все лето будешь ходить в лингвистический лагерь”. Может ли быть польза от обучения, если оно является наказанием?

Читайте также:  Аппликатор Ляпко: что это + инструкция по применению для спины и целлюлита

– Но в защиту тех, кто нагружает — у детей не остается времени на интернет, на “тусовки” со сверстниками в торговых центрах. Дети знают цену времени…

– Да, занимаясь в кружке, ребенок учится ценить, организовывать свое время. Формируется мотивация достижений и стремление добиваться результата, жить наполненной активной жизнью. Развиваются коммуникативные умения, творческие способности. Ребенок ориентируется в профессиях, и, что очень важно, реализуются базовые потребности подросткового возраста:

– общение со сверстниками;

– поиск и подражание кумирам;

Вместе с тем иногда можно услышать распространенные мифы: кружки и секции отнимают много времени, не нужно лишать ребенка детства. Или: ребенок и без того перегружен, он практически не находится на свежем воздухе, пусть погоняет в мяч, чем томится в душном классе. Это удобная позиция для ленивых родителей, причем идущая вразрез с потребностями ребенка: интересно учиться, исследовать, мастерить, создавая руками, высказывать идеи, спорить, отстаивать позицию, совершать каждый день маленькие открытия.

– Как понять, что ребенок перегружен?

– Что должно насторожить родителей: ребенок слишком быстро засыпает или, наоборот, долго не может успокоиться перед сном, спит на уроках, заметно снизился аппетит, стал раздражительным, плаксивым, несобранным, снизилась успеваемость.

Всегда нужно иметь в виду, что кружки и секции — это не только удовольствие, это работа, которая требует определенного приложения сил.

Если же у ребенка нет особого желания заниматься в кружке, надо ли настаивать? Как помочь ему заинтересоваться? Если же ребенок ходил в кружок и “перегорел”, надо ли его заставлять ходить туда насильно? Или стоит отвести в другую секцию?

– Если ребенку не нравится секция, стоит ли сразу ее менять?

– Детство – время проб и экспериментов. Ребенок может походить в один кружок 2-3 месяца, затем в другой, и это нормально! В любом случае, понравилось или не понравилось в кружке – это опыт общения с новыми людьми, планирования своего времени для того, чтобы успевать справляться со школьными и дополнительными заданиями, а также проба собственных сил и реализация желаний. Пусть ребенок пробует себя в музыке, рисовании, танцах, актерстве, авиамоделизме, робототехнике. Даже если вам и придется поменять несколько кружков, когда-нибудь вы найдете именно тот, который поможет проявить индивидуальный потенциал. Кружок дополнительного образования ребенка – не профессия, а этап развития, шанс выбрать грамотную жизненную стратегию.

Если ребенок отказывается ходить в секцию, конечно, не стоит заставлять ходить туда насильно. Необходимо поговорить с ним о том, почему отказывается, что не устраивает, что хотел бы изменить.

Иногда причиной отказа могут быть конфликтные отношения со сверстниками, уход из кружка друга (подруги), смена педагога, повышение требований, потеря интереса. Если ситуацию изменить сложно, конечно, стоит найти другой кружок. Сегодня их выбор достаточно большой. Ребенок должен чувствовать себя комфортно и ходить на занятия с желанием.

– Так все-таки: рисование, лепка или же спортивные секции? Как выбрать секцию?

– Выбирая тот или иной кружок, родителям нужно честно ответить на вопрос: “Зачем он ребенку?”. Для общего развития? Для успехов и достижений? Для коррекции и/или преодоления каких-либо личностных особенностей ребенка и трудностей в общении?

В первом случае решается задача занятости ребенка, удовлетворения его актуальных интересов и развития общих способностей. Обычно семья идет по этому пути, если ребенок не проявляет каких-то очевидных способностей или склонностей к чему-то конкретному.

Во втором случае семья считает, что у ребенка есть способности к чему-либо, и подбирает дополнительные занятия. Предполагается высокая занятость ребенка, переход к уровню овладения навыками.

В третьем случае – возможность компенсировать особенности или трудности ребенка. Например, если ребенок стеснительный и тревожный, его записывают в театральную студию, чтобы он там раскрепостился. Не может постоять за себя? На боевые искусства. Слабое здоровье? На плавание или фигурное катание. Проблемы с речью? На хор в музыкальную школу. Егоза и непоседа? На легкую атлетику, гимнастику, фигурное катание, любые виды спортивной стрельбы. Любит музыку и есть чувство ритма? Это неплохо для занятий спортивными танцами.

– А если говорить про старшеклассников, как выбрать секцию подросткам?

– Потребности старшеклассников существенно отличаются от запросов детей младшего возраста. Интересы чаще всего меняются, и рисованием, бисероплетением, конструированием из бумаги их уже вряд ли можно заинтересовать.

Для подростков больше подойдут спортивные секции и кружки, программы которых больше ориентированы на получение будущей профессии и включают в себя обучение современным бизнес-технологиям и т. д.

– В чем преимущество творческих секций? Вы говорили, что у нас растет общество потребителей, поэтому важно, чтобы дети учились создавать? Почему важно, чтобы ребенок занимался в творческой студии?

– Творческая деятельность – это всегда создание нового, перенос ранее освоенного в новые условия и зачастую – выход за пределы заданной ситуации. Конечно, такие умения пригодятся и в учебной деятельности, и при решении исследовательских, практических, бытовых задач не только в детстве, но и во взрослой жизни.

В детстве и подростковом возрасте формируется ролевое поведение, и очень хорошо, когда девочки учатся рукоделию, а мальчики работают с деревом, металлом. Можно всегда показать (подарить) результаты своего творчества сверстникам, взрослым.

В современном обществе, к сожалению, преобладают потребительские мотивы – получить (приобрести) готовое и не тратить время. Творческая деятельность несет огромный развивающий эффект, формирует самооценку и самосознание: “Я хочу, я делаю, у меня получается, я могу!”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: