Новость: бороться с тягой к определенному продукту можно с помощью его же запаха

Тяга к определённым продуктам

Если очень хочется острого или сладкого.

Тяга к определённым продуктам.

Как-то на одном из Форумов мне задали вопрос о непреодолимом желании острого и солёного. Мне самой уже очень давно стало интересно, о чём говорит то появляющаяся, то исчезающая тяга к определённым продуктам. Мои наблюдения и поиски в медицинской литературе и Интернете привели к интересным выводам. Предлагаю кое-какие выдержки.

Жизнь без соленой рыбки или шоколада кажется тебе бессмысленной? Ученые считают, что сильная тяга к определенным продуктам говорит о нехватке в организме жизненно важных веществ.

Конечно, ты можешь оправдывать свое неразумное пищевое поведение утверждением «если организм хочет – значит, ему надо». Но это не поможет решить проблему недостатка витаминов и микроэлементов.

Чтобы избавиться от «продуктовой зависимости», пересмотри свой ежедневный рацион и сделай его максимально разнообразным и полезным. Ведь дефицит определенных веществ в организме, а значит, и повышенная тяга к той или иной пище, являются следствием несбалансированного питания.

Страсть соленая, острая или пряная

Если тебя тянет на конкретный продукт – определи, что тебя в нем привлекает. Например, когда ты ощущаешь непреодолимое желание съесть кусочек салями или готова жизнь отдать за пакетик соленых фисташек, это не всегда говорит о том, что твой организм остро нуждается именно в колбасе или орешках. Скорее всего, ему не хватает соли. Если непреодолимым желанием становятся лук, чеснок, пряности и приправы, как правило, может указывать на проблемы с органами дыхания. Если хочется кисленького, это может говорить о нехватке магния. Он содержится в нежареных орехах и семечках, фруктах, стручковых и бобовых. Кроме того, острую потребность в пряностях, как правило, испытывают люди, имеющие проблемы с органами дыхания. Если человека потянуло на чеснок и лук и он мажет хлеб горчицей вместо варенья – возможно, на носу какое-то респираторное заболевание. Видимо, таким образом – с помощью фитонцидов – организм пытается защититься от инфекции.

Умеренно соли пищу и не увлекайся бессолевыми диетами. Согласно последним исследованиям, 1 грамм соли, если после обеда медленно рассосать ее во рту, способствует хорошему пищеварению и усвоению продуктов. Разумеется, этим советом могут воспользоваться лишь те, у кого нет показаний к ограничению соли.

Страсть шоколадно-сладкая

Чаще других «шоколадоманией» страдают поклонники кофеина и те, чей мозг особенно нуждается в глюкозе. Это относится и к другим сладостям. Если ты несбалансированно питаешься, твой организм также будет испытывать потребность в глюкозе – как самом быстром источнике энергии. А именно шоколад отлично справляется с такой задачей. Но учти, что этот продукт содержит много жира, избыток которого опасен для твоих сосудов и фигуры. Кроме того, если хочется шоколада, то это может говорить о нехватке магния. (попробуй заменить его нежареными орехами и семечками, фруктами, стручковыми и бобовыми), хрома (брокколи, виноград, сыр, курица, телячья печень), углерода (свежие фрукты), фосфора (курица, говядина, печень, птица, рыба, яйца, молочные продукты, орехи, стручковые и бобовые), серы (клюкв, хрен, различные виды капусты), триптофана – одной из незаменимых аминокислот (сыр, печень, ягнятина, изюм, сладкий картофель, шпинат).

Особую любовь к мороженому испытывают люди с нарушениями обмена углеводов, страдающие гипогликемией или больные сахарным диабетом. Психологи видят в любви к мороженому проявление тоски по детству.

Ешь больше овощей и круп – они богаты сложными углеводами. А в качестве десерта выбирай сухофрукты или мед с небольшим количеством орехов.

Страсть сырно-молочная

Сыр острый, соленый, со специями и без… Ты не можешь прожить без него ни дня, его вкус сводит тебя с ума – ты готова поглощать его килограммами (во всяком случае, съедаешь не менее 100 г в день). Диетологи уверяют, что сыр обожают те, кто испытывает острую потребность в кальции и фосфоре. Конечно, сыр – наиболее богатый источник этих столь необходимых и чрезвычайно полезных организму веществ, но жиры…

Попробуй заменить сыр капустой брокколи – в ней много кальция и фосфора, а калорий почти нет. Если твой организм хорошо воспринимает молоко – пей 1-2 стакана в день, а сыр ешь понемногу (не более 50 г в день) и вместе с сырыми овощами.

Любители кисломолочных продуктов, особенно творога, – чаще всего люди, нуждающиеся в кальции. Внезапная любовь к молоку может возникнуть и из-за недостатка незаменимых аминокислот – триптофана, лизина и лейцина.

Страсть кисло-лимонная

Возможно, в твоем рационе преобладают трудноусваиваемые продукты, и организм для облегчения своей работы пытается повысить кислотность желудочного сока. Тяга к лимонам, клюкве и т.д. наблюдается и во время простудных заболеваний, когда ослабленный организм испытывает повышенную потребность в витамине С и солях калия. Тянет на кислое и тех, у кого проблемы с печенью и желчным пузырем.

Выбирай блюда с умеренным содержанием жира и не смешивай много продуктов в один присест. Избегай жареной, пересоленной и чересчур острой пищи, а также той, которая прошла чрезмерную термическую обработку. Заметив неполадки с пищеварением (особенно со стороны печени и желчного пузыря), обязательно обследуйся у гастроэнтеролога.

Страсть копченая

Страсть к копченостям и им подобным деликатесам обычно одолевает тех, кто сидит на слишком строгой диете. Длительное ограничение в рационе жиросодержащих продуктов приводит к снижению уровня «хорошего» холестерина в крови, а в копченостях предостаточное количество насыщенных жиров.

Не увлекайся обезжиренной пищей – выбирай ту, в которой все же есть немного жира. Например, покупай йогурт, кефир или ряженку одно- или двухпроцентной жирности. Ешь не менее столовой ложки растительного и чайной ложки сливочного масла в день, даже если ты сидишь на строгой диете. Ученые опытным путем доказали, что быстрее худеют именно те, кто употребляет достаточное количество жиров.

Читайте также:  Новость: школьные фитнес-тесты мало влияют на отношение учащихся к физкультуре

Страсть хлебная

Может сигнализировать о недостатке азота. Пополни его продуктами с высоким содержанием белка (рыба, мясо, орехи, бобы).

Страсть жирная

Хочется жирной пищи? Возможно это симптомы нехватки кальция. Содержится в: броколи, стручковых и бобовых, сыре, кунжуте.

Тянет на сливочное масло? Тяга к нему наблюдается у вегетарианцев, в чьем рационе мало жиров, и у жителей Севера, которым не хватает витамина Д.

Страсть ледяная

Хочется грызть лед? Возможна нехватка железа. Содержится в: мясе, рыбе, птице, морской капусте, зелени, черешне.

Страсть чайно-кофейная

Может говорить о нехватке фосфора (попробуйте восполнить его продуктами, в котором он содержится: курицей, говядиной, печенью, птицей, рыбой, яйцами, молочными продуктами, орехами, стручковыми и бобовыми), серы (содержится в: клюкве, хрене, овощах семейства крестоцветных), натрия (содержится в морской соли, яблочном уксусе), железа (содержится в красном мясе, рыбе, птице, морской капусте, зеленых овощах, черешне).

Страсть жидкая

Хочется постоянно жидкой пищи? Скорее всего, вам просто не хватает воды. Не забывайте пить 8-10 стаканов воды в день, можно с добавлением сока лимона или лайма.

Страсть к газированным напиткам оворит о недостатке кальция. Содержится в броколи, стручковых и бобовых, сыре, кунжуте.

Хочется холодных напитков? Возможно, это нехватка марганца. Содержится в грецких орехах, миндале, орехах-пеканах, голубике.

Страсть твёрдая

Хочется твердой пищи? Всё равно у вас нехватка воды! Организм настолько обезвозжен, что уже потерял способность ощущать жажду. Пейте не менее 8-10 стаканов воды в день, можно с добавлением сока лимона или лайма.

Страсть «экзотическая»

Краски, штукатурка, земля, мел, глина, активированный уголь… – и такое бывает! Желание пожевать все это возникает обычно у малышей, подростков и беременных женщин. Оно указывает на дефицит кальция и витамина Д, который возникает в период интенсивного роста у детей и формирования костной системы плода во время беременности.

Часто такие жалобы характерны и для больных малокровием (анемией), вызванного дефицитом (недостатком железа в организме). Стоит налегать на молочные продукты, яйца, сливочное масло и рыбу – так можно легко исправить положение.

Теперь об отдельных «персональных» тягах.

Маслины и оливки. Такое пристрастие возможно при расстройстве функций щитовидной железы.

Бананы. Если вы теряете голову от запаха спелых бананов, обратите внимание на состояние своего сердца, значит, вам нужен калий. Любители бананов встречаются, как правило, среди тех, кто принимает мочегонные или препараты кортизона, «съедающие» калий. Банан содержит около 600 мг калия, то есть четверть суточной потребности взрослого человека. Однако эти фрукты очень калорийны. Если вы боитесь набрать вес, замените бананы томатами, белой фасолью или инжиром.

Семена подсолнечника. Желание погрызть семечки чаще всего возникает у тех, кто остро нуждается в витаминах-антиоксидантах. Это значит, что в твоем организме много свободных радикалов – основных провокаторов преждевременного старения.

Арахис, арахисовое масло. Хочется постоянно арахиса? Это, по утверждению ученых, присуще в первую очередь жителям мегаполисов. Если вы испытываете страсть к арахису, а также к бобовым, значит, ваш организм недополучает витаминов группы В.

Дыня. В дынях много калия, кальция, фосфора, магния, а также витаминов А и С. Особую потребность в них испытывают люди со слабой нервной и сердечно-сосудистой системой. Кстати, половина средней дыни содержит не больше 100 ккал, так что лишние килограммы вам не страшны.

Морепродукты. Постоянная тяга к морепродуктам, особенно мидиям и морской капусте, наблюдается при дефиците йода. таким людям нужно покупать йодированную соль.

Жор накануне критических дней?

Скорее всего, у вас нехватка цинка. Он содержится в красном мясе (особенно, мясе внутренних органов), морепродуктах, листовых овощах, корнеплодах.

Но вот если на вас напал общий «непобедимый» жор, возможно, у вас нехватка кремния (он содержится в орехах, семечках; избегайте рафинированных крахмалистых продуктов, связывающих кремний), триптофана, аминокислоты тирозина (содержится в витаминных добавках с витамином С или в оранжевых, зеленых и красных фруктах и овощах).

Если же аппетит пропал совсем, то это говорит о недостатке витамина В1 (содержится в орехах, семечках, бобовых, печени и других внутренних органах животных), витамина В2 (содержится в тунце, палтусе, говядине, курице, индейке, свинине, семечках, бобовых и стручковых), марганца (содержится в грецких орехах, миндале, орехах-пеканах, голубике).

Хочется курить?

Содержится в орехах, семечках; избегайте рафинированных крахмалистых продуктов.

2. Нехватка тирозина (аминокислота).

Содержится в витаминных добавках с витамином С или в оранжевых, зеленых и красных фруктах и овощах.

Кроме того, непреодолимая тяга к определённым продуктам может быть сигналом каких-то нарушений функций организма. Итак, если в последнее время вас со страшной силой тянет на:

СЛАДКОЕ. Возможно, вы работаете на износ и уже подсадили нервишки. Глюкоза активно участвует в выработке гормона стресса – адреналина. Потому при нервном и умственном перенапряжении сахар расходуется быстрее, и организм постоянно требует все новые порции. В такой ситуации побаловать себя сладеньким не грех. Но лучше не уплетать куски сдобных тортов (в них много тяжелых углеводов), а ограничиться шоколадом или пастилой.

СОЛЕНОЕ. Если зверем набрасываетесь на соленые огурцы-помидоры и селедку, если пища все время кажется недосоленной, речь может идти об обострении застарелого воспаления или появлении нового очага инфекции в организме. Практика показывает, что чаще всего эти проблемы связаны с мочеполовой системой – циститом, простатитом, воспалением придатков и т. д. Также на соленое тянет при снижении иммунитета.

Читайте также:  Новость: люди с целями в жизни быстрее решаются на "здоровые" перемены в рационе и физической активности

КИСЛОЕ. Нередко это сигнал пониженной кислотности желудка. Такое бывает при гастритах с недостаточной секреторной функцией, когда вырабатывается мало желудочного сока. Проверить это можно с помощью гастроскопии. Также пища с кислым вкусом обладает охлаждающими, вяжущими свойствами, помогает облегчить самочувствие при простудах и повышенной температуре, возбуждает аппетит.

ГОРЬКОЕ. Возможно, это сигнал интоксикации организма после недолеченной болезни или зашлакованности пищеварительной системы. Если часто хочется чего-нибудь с горьковатым вкусом, есть смысл устроить разгрузочные дни, заняться очищающими процедурами.

ЖГУЧЕЕ. Блюдо кажется пресным, пока не опрокинете в него половину перечницы, а ноги сами ведут в мексиканский ресторан? Это может означать, что у вас «ленивый» желудок, он медленно переваривает пищу, ему для этого требуется стимул. А жгучие специи и пряности как раз стимулируют пищеварение. Также потребность в остреньком может сигналить о нарушении липидного обмена и увеличении количества «плохого» холестерина. Острая пища разжижает кровь, способствует выведению жиров, «чистит» сосуды. Но при этом раздражает слизистую. Так что не набрасывайтесь на чили и сальсу на голодный желудок.

ВЯЖУЩЕЕ. Если вдруг нестерпимо захотелось отправить в рот горсть ягод черемухи или не можете спокойно пройти мимо хурмы, ваши защитные силы слабеют и срочно нуждаются в подпитке. Продукты с вяжущим вкусом способствуют делению клеток кожи (помогают заживлять раны), улучшению цвета лица. Помогают остановке кровотечений (например, при миомах), выводят мокроту при бронхо-легочных проблемах. Но вяжущая пища сгущает кровь – это может быть опасным для людей с повышенной свертываемостью крови и склонностью к тромбообразованию (при варикозе, гипертонии, некоторых сердечных заболеваниях).

ПРЕСНОЕ. Потребность в такой пище нередко возникает при гастрите или язве желудка с повышенной кислотностью, запорах, а также проблемах с печенью и желчным пузырем. Пресная пища слабит, помогает снимать спастические боли, успокаивает желудок. Но вот если вся еда кажется вам пресной, безвкусной, то речь может идти о форме депрессии с нарушением вкусового восприятия. Иногда нарушения ощущения вкуса бывает при нарушениях головного мозга, когда задеты вкусовые нервные рецепторы.

А вот что говорят психологи о непреодолимой тяге к продуктам. Вообще, любые вкусовые пристрастия говорят о наличии особых психологических потребностей. Тяга к острому выдает желание добавить в жизнь перцу, к жестким продуктам – орехам, твердым фруктам – желание побеждать. Психологи знают, что любовь к определенной пище уходит корнями в детство или любое другое счастливое время, когда те или иные продукты ассоциировались с радостью, наградой или чувством безопасности. Поэтому в основе пищевой зависимости лежит не столько физиологическая потребность в конкретном продукте питания, сколько желание вернуть лучшие моменты жизни.

Пищевые пристрастия человека влияют на его характер – прямую взаимосвязь предпочтений в еде человека и его психического состояния выявили ученые. В частности, утверждается, что любители шоколада испытывают острый недостаток любви. В глубине души они чувствуют себя одинокими и несчастными, им не хватает жалости и внимания.

Нервные и агрессивные люди отдают предпочтение мясу, особенно говядине. Напротив, люди, предпочитающие в основном фрукты и овощи, обладают спокойным и уравновешенным характером.

Продукты животного происхождения, безусловно, несут свой особый «психологический заряд». Согласно исследованиям, колбасу и вареное мясо другим продуктам предпочитают усидчивые, прилежные и обязательные люди. Любовь к жирным продуктам выдает ревнивую натуру. Увлеченность шашлыками и копченой колбасой говорит о романтичности, буйной фантазии и жажде путешествий. О мечтательности натуры говорит и любовь к дарам моря.

Пристрастие к молочным продуктам выдает потребность в заботе, ведь эта пища ассоциируется с молоком матери, а значит, и с периодом жизни, когда мы были защищены и окружены любовью.

Помидоры в любом виде предпочитают щедрые и демократичные люди с широкой душой. Чувствительные натуры выбирают огурцы, а тем, кому недостает отваги и решительности, – капусту и фасоль. А вот индивиды, питающиеся исключительно овощами, по мнению психологов, отличаются повышенной брезгливостью, страхом перед трудностями, уступчивостью.

Самыми здоровыми и психически уравновешенными психологи считают любителей моркови и яблок, а вот почитателей кислого, соленого и маринованного ученый причисляет к тиранам, хотя и не всегда явным.

Кстати, известно, что Иван Грозный обожал соленья и кислое молоко, Петр I предпочитал продукты с кислым вкусом, а Сталин не мог жить без молодого вина и лимонов.

Психологи считают, что люди с наличием постоянных проблем чаще всего не очень разборчивы в еде и едят достаточно часто. Уяснить для себя некоторые черты личности можно, понаблюдав за отношением человека к еде. Гурманство, как проявление гедонизма, говорит о любви к жизни, стремлении к счастью, желании жить ярко. Поэтому гурманы достаточно редко страдают депрессиями. А вот пищевой аскетизм свидетельствует о меланхоличности, депрессивности и некой апатии, ведь человек не нацелен на получение удовольствия.

Так что иногда и впрямь стоит задуматься, когда рука непроизвольно потянется в десятый раз подряд к одному и тому же продукту!

Как эфирные масла помогут избавиться от тяги к вредным продуктам

Пристрастия к определенным продуктам есть у всех: кто-то не может жить без мяса, кто-то без сладкого, а кто-то каждый день покупает газировку. Не всегда удается понять, какие обстоятельства влияют на желание съесть тот или иной продукт, но очевидно одно — избавиться от пристрастия к вредным продуктам крайне сложно. Эфирные масла — один из способов приструнить тягу, рассказываем, как они помогают в этой нелегкой битве.

Читайте также:  Новость: физические упражнения во время беременности улучшают функцию плаценты

Какие привычки помогут избавиться от тяги к вредным продуктам?

1. Изучайте состав продукта. Сахар содержится не только в тортах и пирожных, но и в продуктах, которые на первый взгляд должны быть без него. Чтобы полностью исключить сахар из рациона, внимательно изучайте состав продуктов и найдите названия, за которыми производители его скрывают.

2. Выбирайте фрукты с низким содержанием сахара. Природный сахар намного полезнее, но за его количеством также стоит следить. Помимо сахара в составе фруктов есть витамины, минералы, клетчатка, антиоксиданты и другие полезные вещества, поэтому во время похудения не стоит исключать их из рациона. Отдавайте предпочтение тем фруктам и ягодам, в которых содержится мало сахара.

4. Выбирайте полезные перекусы. Орехи, ягоды и злаковые станут отличной альтернативой нездоровым перекусам и помогут избавиться от тяги к сладкому. Сначала будет сложно отказаться от привычной еды, но стоит хотя бы попробовать, чтобы после нескольких недель эксперимента понять, что можно прекрасно жить без сладкого.

5. Пейте много воды. Мы часто путаем жажду с голодом, что приводит к перееданию и лишним килограммам. Во избежание таких последствий поддерживайте в организме водный баланс и реже пейте соки, газировки, чай и кофе.

Эфирные масла вместо сладкого

Когда мы испытываем чувство голода, тягу к сладкому или соленому, бороться бывает сложно. В таких ситуациях на помощь могут прийти запахи и эфирные масла. Доктор Алан Хирш доказал, что аромат мяты помогает в борьбе с тягой к вредным продуктам. Можно добавить листья мяты в воду, вдыхать запах эфирного масла прямо из пузырька или капнуть одну каплю под язык.

В борьбе с тягой к вредным продуктам отлично помогают цитрусовые масла, в особенности грейпфрутовое, оно показало лучшие результаты. Несколько капель такого масла можно добавить в напиток или съесть свежий грейпфрут, если нет альтернативы.

Рецепты смесей с эфирными маслами

Мы уже разобрались, что эфирные масла помогают с тягой к вредным продуктам, сладкому и соленому. Теперь рассказываем рецепты смесей, которые можно использовать, чтобы избавиться зависимости от определенных продуктов. Можно просто вдыхать их запах или использовать диффузор для эфирных масел.

2 капли эфирного масла грейпфрута

2 капли эфирного масла мяты

1 капля эфирного масла касси

Эту смесь можно наносить на вески или запястья, чтобы постоянно вдыхать аромат. Кстати, отличная замена парфюма!

5 капель эфирного масла грейпфрута

2 капли эфирного масла коры корицы

2 капли эфирного масла имбиря

5 капель эфирного масла мяты

базовое масло на выбор (масло зародышей пшеницы, касторовое масло, кунжутное, кокосовое)

Напиток с эфирными маслами и цитрусовыми станет отличной заменой вредным газировкам. В большую емкость поместите все ингредиенты, залейте водой, по желанию добавьте лед и пейте в течение дня.

мякоть одного грейпфрута

1 капля эфирного масла мяты

1 капля эфирного масла грейпфрута

несколько кубиков льда

Чтобы полностью избавиться от тяги к определенным продуктам, проанализируйте собственное поведение и поймите, какие триггеры вызывают у вас желание съесть тот или иной продукт. Это может быть недосып, выход из зоны комфорта (большие скопления людей, публичные выступления и т.д.), ссора с близким человеком, подавленно настроение и многое другое.

О чем говорит тяга к кислому, сладкому или определенному продукту?

Вот бывает, сидишь вечером у телевизора, и так захочется чего-нибудь сладенького, к примеру, мороженого. И хорошо, когда в холодильнике рай из продуктов, а если там пусто? Прямо одевайся и бегом в магазин… А варианты желаний могут быть разнообразны. Вплоть до того, что хочется скушать несъедобное, мела что ли… Сумасшедшая тяга к определенным продуктам – сигнал, что вашему организму чего-то не хватает. Так вот, о чем могут сигнализировать самые распространенные пристрастия к еде.

Копчености, жирная пища. К ним страсть одолевают люди, сидящие на различных диетах. Дело в том, что отсутствие в рационе жиросодержащих продуктов приводит к падению уровня холестерина в крови, а копчености одни из тех продуктов, имеющих больше всего насыщенных жиров. Поэтому не увлекайтесь обезжиренной пищей. Молочные продукты покупайте с 2-3% жирности. Тем более, что уже доказано: полнеют не только от жиров. Но надо помнить ещё и такой момент, что хроническое поедание большого количества жира стимулирует дальнейшее желание употреблять такую же пищу уже за счет биохимических изменений в головном мозге. Проще говоря, формируется зависимость.

Кислые фрукты и ягоды. Тяга к лимонам, клюкве и другим кислым фруктам, ягодам и другим подобным продуктам может быть вызвана слишком монотонной и пресной пищей. К примеру, молоком, рыбой картофелем. Такое меню будет провоцировать вас на кисленькое при понижении кислотности желудочного сока. Жажда кислого наблюдается, когда организм испытывает потребность в витамине С и солях калия. Обычно это наблюдается в сезон простудных заболеваний. Витамином С же богаты цитрусовые, киви, клубника, темная листовая зелень и другие фрукты и овощи. Может рука тянуться к кислому, если у вас проблемы с печенью или желчным пузырем. Поэтому, если заметили проблемы в пищеварительной системе, обратитесь к врачу. Также, ограничьте себя в жареной, пересоленной и острой пище.

Читайте также:  Новость: здоровый образ жизни снижает риск развития деменции у людей с высокой предрасположенностью к этой патологии

Чеснок, лук, пряности и приправы. Острую потребность в этих продуктах испытывают, как правило, у которых имеются проблемы с органами дыхания. Как вариант, что с помощью фитонцидов организм пытается защититься от инфекций. Если вам блюдо кажется пресным до тех пор, пока не станет «пылать огнем», это может свидетельствовать о медленном переваривании пищи желудком. Жгучие же специи активизируют данный процесс. Но при этом они разрушают слизистую органа. Так что не набрасывайтесь на острое блюдо на голодный желудок, а лучше внесите разнообразие в свой рацион.

Мороженое и другие сладости. Мороженое, как и любой другой молочный продукт, является хорошим источником кальция. Но особую страсть к этому лакомству испытывают люди с нарушенным обменом углеводов и сахарным диабетом. Введите в свой рацион больше овощей и круп, так как они содержат в себе «сложные» углеводы, которые не приведут к резкому скачку инсулина.

Что же касается любых сладостей, то вам, скорее всего, необходима психологическая помощь. Сигнал скушать пирожное или конфетку говорит, что организм желает снять эмоциональное напряжение. Постарайтесь быстрее разобраться в своих проблемах, иначе можно с легкостью набрать лишние килограммы. Конечно, есть такие случаи, когда тяга, например, к шоколаду является демонстрацией нехватки каких-то минералов. Это может быть магний или хром. Их дефицит можно восполнить орехами и фруктами.

Бананы. Если вас манит запах спелых бананов, вам, видимо, не хватает калия. Среди любителей бананов встречаются те, кто принимает мочегонные препараты или препараты кортизона, который лишает организм калия. Но это лакомство калорийно. Если вам этот показатель важен, заменой банану могут стать инжир, томаты, белая фасоль.

Дыня. Данный продукт содержит в себе немало полезных веществ. Но специалисты заметили связь в потребности съесть дыню с проблемами в сердечно-сосудистой и нервной системах. Её можно кушать смело, на вашей фигуре это точно не отразиться.

Арахис. Желание погрызть арахис ученые заметили в первую очередь у жителей больших городов. И если чувствуете желание полакомиться арахисом, значит, организм недополучает витамины группы В. Ими богаты ещё и бобовые.

Морепродукты. Постоянное желание побаловать себя морепродуктами, в особенности морской капустой, наблюдается при дефиците йода. Таким людям же желательно ввести в рацион йодированную соль.

Молоко и молочные продукты. Внезапная любовь к молоку может пробудиться из-за нехватки кальция. Некалорийной заменой может стать капуста брокколи, которая также содержит данный микроэлемент. Тяга к молоку может возникнуть из-за недостатка незаменимых организму аминокислот – лизин, лейцина и триптофана. Если ваш организм хорошо переносит данный напиток, то выпивайте в день по стакану молока.

А если невозможно устоять перед чем-то несъедобным? Землей, мелом, штукатуркой? Такое желание обычно возникает у малышей, подростков и беременных. Необычная тяга указывает на дефицит витамина D и кальция, который возникает в период интенсивного роста у детей и формирования костной ткани у плода во время беременности. Поэтому не ругайте малыша за полный рот, набитый землей, а введите в его меню молочные продукты, яйца и рыбу. Нестандартные вещества становятся лакомством и при нехватке железа. Если появилось такое пристрастие, то лучше всего сходить к врачу. В случае анемии, проблему можно решить препаратами. А ещё железо в организм попадает с рыбой, мясом, птицей, морской капустой, черешней, зелеными овощами.

Кичко Алеся специально для oede.by

Понравилась статья?

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе кулинарной жизни мира!

Факторы, влияющие на отношение школьников к урокам физкультуры Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсин Сергей Анатольевич

В статье раскрывается факторы, влияющие на отношения школьников к урокам физической культуры . Подчеркивается эмпирические показатели, фиксирующие конкретное проявление отношения, как к внешним условиям организации этого процесса, так и к его внутренним, содержательным характеристикам. В статье важнейшей задачей было изучение отношения учащихся к модернизации физического воспитания в школе и определение путей достижения этой цели.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фирсин Сергей Анатольевич

Factors influencing on the relation of schoolboys to physical education classes

The article reveals the factors influencing on the attitudes of pupils to the lessons of physical culture. It emphasizes the empirical indicators capturing the concrete manifestation of the relationship, as to the external conditions of organization of this process, and to its internal meaningful characteristics. In this article the most important task was to study the relationship of students to the modernization of physical education at schools and to identify the ways to achieve this goal.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на отношение школьников к урокам физкультуры»

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОТНОШЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К УРОКАМ

Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент, Академия социального управления (АСОУ), Москва

В статье раскрывается факторы, влияющие на отношения школьников к урокам физической культуры. Подчеркивается эмпирические показатели, фиксирующие конкретное проявление отношения, как к внешним условиям организации этого процесса, так и к его внутренним, содержательным характеристикам. В статье важнейшей задачей было изучение отношения учащихся к модернизации физического воспитания в школе и определение путей достижения этой цели.

Ключевые слова: урок физической культуры, инновационные программы.

Читайте также:  Новость: интервальные тренировки уменьшают жировые отложения на животе у пожилых людей

FACTORS INFLUENCING ON THE RELATION OF SCHOOLBOYS TO PHYSICAL

Sergey Anatolevich Firsin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Academy of Social Management, Moscow

The article reveals the factors influencing on the attitudes of pupils to the lessons of physical culture. It emphasizes the empirical indicators capturing the concrete manifestation of the relationship, as to the external conditions of organization of this process, and to its internal meaningful characteristics. In this article the most important task was to study the relationship of students to the modernization of physical education at schools and to identify the ways to achieve this goal.

Keywords: physical education class, innovative programs.

Одно из важнейших направлений деятельности по преодолению негативной ситуации со всеми аспектами здоровья подрастающего поколения – включение детей и подростков в активные и регулярные занятия физкультурой и спортом.

Важную роль в этом плане призвана и может сыграть школа.

Во-первых, в школьном возрасте на основе естественного развития и социализации закладываются основы здоровья человека, его физического и психического развития, знаний, личностных качеств, мировосприятия, нравственной, эстетической и других элементов культуры. Этот этап развития детей и подростков предоставляет благоприятные возможности для воспитательной деятельности по активному, целенаправленному формированию, коррекции, изменению в нужном направлении их физических, психических, социокультурных качеств и способностей, а также поведения.

Во-вторых, в школе занятия физкультурой являются обязательными для большинства детей и подростков. Надо учитывать также особенности и потенциал самого урока физической культуры как организационной формы занятий физкультурой детей и подростков школьного возраста. В структуре школьных предметов эти уроки являются единственным «практическим» предметом, который призван непосредственно содействовать укреплению здоровья учащихся, их физической подготовленности. Определенная организация физкультурно-спортивной деятельности на уроках физкультуры позволяет наиболее эффективно использовать огромный потенциал этой деятельности для физического и духовного оздоровления детей и подростков. Здесь могут быть созданы такие учебные условия, которые воспитывают у учащихся взаимную регуляцию поведения,

умение согласовывать свои действия с остальными детьми, чувствовать зависимость и взаимосвязь результата общей деятельности от совместных действий и т.д.

Отношения школьников к урокам физической культуры, выявленные в ходе мониторинга и социологического опроса:

Большинство (38,6%) респондентов в качестве такой причины считает отсутствие у школьников интереса к урокам физкультуры. Как показал проведенный анализ результатов опроса школьников, это действительно так. Но учителя физкультуры, к сожалению, ограничиваются только констатацией слабого интереса школьников к урокам физкультуры, не давая объяснения этому факту и не раскрывая подлинных причин столь слабого интереса.

Фактически все объяснение сводится к трем факторам:

1) плохие условия в школе для проведения уроков физкультуры (на это указали 37,3% респондентов);

2) негативное отношение к урокам физкультуры со стороны других учителей (23,5%);

3) влияние на школьников родителей (22,3%).

Что касается третьего фактора, на который ссылаются респонденты, то родители, конечно, могут оказывать какое-то негативное влияние на отношение школьников к урокам физкультуры, но оно вряд ли является самым существенным и в основном затрагивает лишь младших, а не старших школьников, которые в основном ориентируются на собственное мнение, а не на мнение других людей, в том числе и родителей [1].

Плохие условия в школе для проведения уроков физкультуры, на которые ссылается более трети респондентов, безусловно, оказывают негативное влияние на отношение школьников к этим урокам. Однако, как следует из проведенного выше анализа, вряд ли стоит преувеличивать значение этого фактора. Об этом свидетельствует и мнение по данному вопросу самих школьников. В частности, на плохой спортивный инвентарь, как недостаток проводимых уроков физкультуры указало только 22,3% школьников, а на отсутствие условий для того, чтобы привести себя в порядок после занятий -30,4%. Обращает на себя внимание и тот факт, что 6,6% респондентов вообще затруднились указать какие-либо причины неудовлетворенности школьников уроками физкультуры. К сожалению, респондентами не указан комплекс самых важных факторов, влияющих на низкий интерес школьников к урокам физкультуры и физкультурно-спортивной деятельности в целом, которые были выявлены при анализе данных опроса школьников.

В ответах респондентов не содержится и указания на те недостатки в деятельности самих учителей физкультуры, которые негативно влияют на интерес школьников к урокам физкультуры, на их удовлетворенность этими уроками. Более подробно об этих недостатках речь пойдет ниже. Но косвенным подтверждением их наличия являются указание значительной группы респондентов на то, что причиной низкого интереса школьников к урокам физкультуры является негативное отношение к этим урокам со стороны других учителей (23,5%). Ведь такое отношение этих учителей является результатом их низкой оценки значимости уроков физкультуры, что, в свою очередь отражает и их низкое мнение о значимости физкультурно-спортивной деятельности, и неудовлетворенность тем, как проводятся уроки физкультуры и, по-видимому, самое главное – теми результатами, которые дают эти уроки. А все это в первую очередь определяется недостатками в деятельности самих учителей физкультуры [2].

1. Исследование выявило, что важным фактором привлечения учащихся к занятиям физкультурой и спортом является педагогическое мастерство, профессионализм учи-

теля физкультуры. Почти треть учащихся отметили, что их привлекает к занятиям физкультурой то, что в их школе работает хороший учитель. Только 11,3% учащихся высказали претензии учителю.

Сегодня в общеобразовательной школе работают профессионально подготовленные специалисты. В нашем исследовании среди учителей физкультуры почти 90% имеют высшее образование. Лишь 1,4% учителей имеет среднее образование. Мужчин-учителей

Читайте также:  Новость: физические упражнения до и во время беременности восстанавливают состояние тканей у тучных матерей

– 48,3%, женщин – 51,7%.

Исследование показало, что именно фактор высшего профессионального образования и опыт работы в школе существенно влияют на качество организации процесса физического воспитания. Более опытные и профессионально подготовленные учителя физкультуры активно используют в своей работе новейшие технологии, применяют новые средства и методы работы.

2. По мнению учителей, в педагогических коллективах школ сохраняется недооценка роли уроков физкультуры (35,0%) и недостаточное внимание к предмету «Физическая культура» со стороны органов образования (27,2%). В определенной степени эта недооценка влияет на отношение учащихся к урокам физкультуры.

1. Фирсин, С.А. Социологический анализ отношения школьников к физическому воспитанию / С.А. Фирсин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 10 (116). – С. 138-140.

2. Фирсин, С.А. Пути модернизации физического воспитания в общеобразовательных школах / С.А. Фирсин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 11 (117).

1. Firsin, S.A. (2014), “Sociological analysis of the relation of schoolboys to physical training”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 138-140.

2. Firsin, S.A. (2014), “Path of modernization of physical education in secondary schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 159-162.

Контактная информация: firsinsa@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.01.2015.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ

Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент, Академия социального управления (АСОУ), Москва

Статья посвящена физической культуре и спорту в системе ценностей школьников. В процессе исследования выяснялось, что растет значение социально обусловленных мотивов таких, как «стать более привлекательным для лиц другого пола»; «улучшить осанку, телосложение»; «сегодня модно быть спортивным»; «расширить сферу общения»; «приобрести умения и навыки, необходимые для будущей профессии». Полученные результаты подтверждают общую тенденцию роста значимости физической культуры и спорта в системе ценностей современного общества.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, ценностные ориентации.

Исследование отношения обучающихся к занятиям физической культурой

Культ здорового образа жизни во все времена был одной из ведущих линий саморазвития человека. Длительное время он претерпевал то падение, то подъём. Образ жизни человека начинает формироваться с малых лет его жизни. Детский сад, школа по-своему влияют на развитие физических способностей каждого человека. В данном исследовании рассматриваются вопросы отношения к занятиям физической культурой обучающихся среднего и старшего звена образования. В современном образовании отношение обучающихся к занятиям физической культурой прекратило быть действующим фактором, влияющим на воспитание мотивации к занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время. Причины этого кроются как в личности учителя физической культуры, так и в организации самого процесса физического воспитания во время урочных занятий.

Успешность отношения школьников к занятиям физической культурой заключается не только в их внутреннем мотивировании и стимулировании, но и грамотном проведении уроков физической культуры. Урок должен обеспечивать систематическое изучение минимума знаний и навыков, составляя тем самым базу для разностороннего физического воспитания обучающихся, а также оказывать влияние на организм обучающихся, формируя у них различные мотивы к занятиям физической культурой. При этом урочные занятия являются лишь основой физической культуры, которая должна стимулировать обучающегося к самостоятельным занятиям физической культурой [7, c. 561]. Последний фактор является самоцелью физического воспитания школьников. Наряду с этим оно имеет большое прикладное значение, заключающееся в применении тех или иных элементов в повседневной жизни и быту.

Важным остаётся вопрос современных требований к занятиям физической культурой. На уроках физической культуры воспитываются такие важные и необходимые качества в личности человека, как внимание, дисциплинированность, воля, аккуратность, чувство дружбы, товарищества, целеустремленность, самостоятельность, настойчивость в преодолении трудностей и многое другое [4, c. 183]. Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечения высокого уровня активности обучающихся во время уроков, для чего необходимо научиться вызывать интерес к занятиям физическими упражнениями. Психологи по этому поводу выделяют два основных вида активности – это 1) познавательная, заключающаяся в восприятии учебного материала с последующей рефлексией и 2) двигательная, выражающаяся в непосредственном и мотивированном выполнении физических упражнений [1, c. 57].

Непосредственными мотиваторами при занятиях физической культурой могут стать биологические и социальные факторы: потребность в сохранении жизни, оценка личной деятельности со стороны (к примеру, учителем) и др. Интерес, как осознанное положительное отношение к чему-либо, должен побуждать индивида к проявлению активности. Интересы обучающихся к урокам физической культуры отличаются по личному, половому и возрастному признаку [6, c. 25]. Так, личные интересы людей, занимающихся спортом, могут заключаться в стремлении укрепить собственное здоровье, развить в себе физические и психические качества и др. Необходимо отметить, что подход к физической культуре мальчиков и девочек зависит от гендерных особенностей. Если девочки, как правило, хотят формировать красивую фигуру, то мальчики стремятся развить в себе силу, выносливость и т.д. Наконец, занятия физической культурой имеют характерные особенности различных возрастов. Например, младшие школьники обладают большей активностью по сравнению со старшим возрастом, так как ими движет интерес к двигательной активности вообще. Подростки начинают заниматься физическими упражнениями постольку, поскольку они связаны с развитием личности. Обучающиеся ставят своей целью занятия физической культурой, исходя из жизненных перспектив. Учителя физической культуры должны стремиться к тому, чтобы их обучающиеся проявляли высокую степень активности на уроках, выстраивая учебный процесс таким образом, чтобы учитывать как возрастные, так и мотивационные особенности обучающихся [1. c. 152].

Читайте также:  Новость: интервальные тренировки увеличивают риск травм коленного и плечевого суставов

Обстановка на уроке и поведение учителя являются важными компонентами при формировании отношения обучающихся к физической культуре в целом, влияя на эмоциональный фон занятий. Другой способ заключается в использовании игрового и соревновательного методов, что влияет на уровень активности обучающихся. В свою очередь, эти факторы в совокупности обеспечивают повышенный уровень эмоциональности у обучающихся при занятиях физической культурой в ходе выполнения различных физических упражнений.

Изучением отношения личности к любой деятельности занимались такие видные психологи-исследователи, как Б.А. Ашмарин [1], П.А. Виноградов [3], Ю.Д. Железняк [4] и др. В их работах объясняется формирование «отношения» как категории в структуре личности. Отношение к занятиям физической культурой начинает складываться из черт поведения и особенностей саморазвития личности. В.М. Кабаева считает, что позитивное отношение к занятиям физической культурой должно предусматривать три основных аспекта: когнитивный, эмоциональный и мотивацонно-поведенческий [6, с. 44].

Когнитивная функция в ходе занятий физической культурой играет немаловажную роль при формировании определенных отношений субъектов деятельности. Показателем наличия у человека знаний о собственном физическом состоянии является осознание и понимание человеком роли физической культуры в жизни человека в целом. Формирование эмоционального фона в рамках отношений к любой деятельности человека отражает его чувственное восприятие, которое неразрывно связано с образом «Я» индивида. Эмоциональное состояние оказывает сильное влияние на повышенный или пониженный уровень физической культуры человека [7, c. 531].

Исследователи Б.А. Ашмарин и Е.П. Ильин в вопросе отношений к занятиям физической культурой обучающихся школ пришли к следующему выводу: система индивидуального подхода на уроках физической культуры способна научить не только развивать собственные физические качества индивида, но и самостоятельно оценивать физическое состояние [1, c. 164; 5, c. 52]. П.А. Виноградов считает, что отношение к занятиям физической культурой составляет один из главных вопросов личностно-ориентированной педагогики [3, с. 108]. При поиске ответа на данный вопрос, учёный сходится во мнении, что занятия физической культурой за последнее время стали потребностью человека на всём протяжении его жизненного пути. По мнению Е.П. Шиянова, отношение к физической культуре у обучающихся средней школы основывается на отдельных его таких элементах, как потребности, интересы, мотивы, цели, убеждения, ценности и др. Связь потребностей и мотивов состоит в реализации потребностей в поведении и деятельности индивидов через мотивы. В физической культуре мотивы, в свою очередь, базируются на ощущениях и потребностях, присутствующих в процессе регулярных занятий физической культурой.

Очень интересным примером выступают работы педагогов-психологов по исследованию отношения детей к занятиям физической культурой. Е.П. Ильин отмечает, что школьники 12-14 лет в своём большинстве позитивно относятся к занятиям. Как правило, отношение ребят к урокам физической культуры складывается из субъективных воззрений [5, с. 294]. Примером этого может служить ситуация, когда обучающимся понравился сам по себе урок физической культуры, из-за чего, исходя из их первого впечатления, складывается положительное отношение к физической культуре в целом. Со временем школьники начинают избирательно относиться к занятиям физической культурой. Обучающиеся среднего звена общеобразовательной школы начинают дифференцировать различные стороны урока, из-за чего их отношение к нему становится более категоричным.

Таким образом, теоретическая база нашего исследования остановилась на наиболее важных работах учёных-исследователей, занимающихся проблемой отношения обучающихся к занятиям физической культурой. Позитивное отношение к занятиям предусматривает сформированность следующих основных компонентов психического состояния – когнитивного, эмоционального и мотивационно-поведенческого. Одним из важнейших составляющих выстраивания отношений к занятиям физической культурой является проведение систематических занятий физическими упражнениями, а полученные знания в ходе этих занятий позволяют сориентировать обучающегося в плане индивидуальной работы при занятиях физической культурой, сформировать его мотивы в практической деятельности и, как правило, определяют отношение школьника к физической культуре в целом.

На базе МБОУ «СОШ №19 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Набережные Челны было проведено анкетирование среди обучающихся 7-10 классов на выявление отношения обучающихся к занятиям физической культурой. Контрольная выборка была представлена самими обучающимися в количестве 183 человек. Вопросы были связаны с выявлением отношения обучающихся к урокам физической культуры и ставили своей целью выявить актуальный уровень отношения к занятиям физической культурой у испытуемых (табл.1).

Анкета на выявление отношения обучающихся к занятиям физической культурой и спортом

№п/п

Формулировки вопросов

Всегда ли Вы находите возможность заниматься физической культурой?

Спортивная электронная библиотека

Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547

  • Новости проекта
  • Журналы
  • Газеты
  • Книги
  • Статьи
  • Диссертации
  • Фото
  • Видео
  • Персоны
  • Правила
  • Журналы
  • Фото
  • Газеты
  • Видео
  • Книги
  • Персоны
  • Статьи
  • Правила
  • Автоспорт
  • Академическая гребля
  • Альпинизм и скалолазание
  • Американский футбол
  • Армрестлинг
  • Бадминтон и сквош
  • Баскетбол
  • Бейсбол
  • Биатлон
  • Бильярд
  • Бобслей
  • Бодибилдинг
  • Бокс
  • Борьба вольная
  • Борьба греко-римская
  • Борьба спортивная
  • Боулинг
  • Вейкбординг
  • Велоспорт – BMX
  • Велоспорт – трек

Популярное

Мир дзюдо

PRO Баскет

FIBA Assist Magazine

Охота – национальный охотничий журнал

Самозащита без оружия

Федеральный справочник “Спорт России”. Специальный выпуск 2

Входные ворота ушу

Вин Чунь. Техника второго уровня

Рейтинг в спорте: вчера, сегодня, завтра

Жестокие раунды

Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий

Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий

Как убивали омский волейбол

Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов

Спортивные сооружения в эпоху Нового времени

Мониторинг удовлетворенности школьников уроками физической культуры

Физическая культура в общеобразовательной школе представлена как учебная дисциплина и важный базовый компонент формирования целостного развития личности учащегося. Она должна обеспечивать необходимый уровень развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств, способствовать гармонизации телесного и духовного единства учащихся, формированию у них таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, творческая активность и др.

Читайте также:  Новость: манкайская ряска помогает держать под контролем уровень глюкозы и аппетит

Урок физической культуры является основной формой физического воспитания в школе. Следует констатировать, что в настоящее время для многих учащихся он является и определяющей формой двигательной активности, что связано со слабой вовлеченностью основной массы детей и подростков в секционные занятия по интересам и внеклассные мероприятия, низкой посещаемостью учащимися спортивных и оздоровительных секций вне школы, отсутствием должного внимания со стороны родителей к привлечению детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, организации активного досуга ребенка в семье.

В связи с этим особый интерес представляет мониторинг удовлетворенности учащихся уроками физической культуры, их эмоционального состояния после занятий, а также анализ влияния возрастных, гендерных факторов на отношение школьников к урокам физической культуры и негативных факторов этих уроков, выступающих критериями эффективности образовательного процесса.

Следует определить понятие “удовлетворенность” и связанное с ним понятие “удовлетворение” как взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности. Удовлетворенность характеризует обобщенное и устойчивое отношение субъекта к чему-либо; состояние удовлетворения, испытываемого человеком, чьи потребности, желания удовлетворены, исполнены.

Удовлетворение – это эмоциональное переживание какого-то однократного события. Так, например, можно быть довольным (получить удовлетворение) тем, как учитель физкультуры провел урок сегодня, но не испытывать удовлетворенности от учебного процесса в целом, поскольку он не обеспечивает удовлетворение потребностей и достижение поставленных целей. Между тем, без удовлетворения частными моментами трудно рассчитывать на общую удовлетворенность уроками физической культуры.

Объектом нашего исследования являлись школьники северных сельских районов Хабаровского края. С целью выявления их отношения к постановке физкультурного образования в школе и к здоровому образу жизни нами проведено два социологических исследования в виде анкетирования (в апреле-мае 1999 и 2004 гг.).

В опросе 1999 г приняло участие 585 младших школьников (282 мальчика, 303 девочки), 457 учащихся среднего (226 мальчиков, 231 девочка) и 522 старшего звена (233 мальчика, 289 девочек) четырех северных сельских районов. Анкетирование прошло в 16 поселках, общий объем выборки – 1564 человека.

Результаты опроса 1999 г. показали, что наиболее позитивно оценивают и удовлетворены уроками физкультуры в школе учащиеся младших классов (81,2% мальчиков, 74,9% девочек), с возрастом наблюдается негативная тенденция к снижению интереса учащихся к урокам физической культуры (77,9% – младшие школьники, 52,3% – среднего школьного возраста, 50,9% – старшие школьники), особенно у девочек, что наиболее выражено в старшем школьном возрасте (рис. 1).

Рис. 1. Удовлетворенность учащихся уроками физической культуры (%

При этом если удовлетворенность мальчиков и девочек внутри возрастной группы учащихся младшего и среднего звена не имеет статистически достоверных различий, то удовлетворенность девочек старшего школьного возраста достоверно меньше, чем у мальчиков (p 0,05).

Что же касается оценки половозрастной динамики удовлетворенности уроками физкультуры внутри исследуемого временного периода (1999, 2004), то можно констатировать однородность ответов девушек и юношей. Достоверные различия в характеристике уроков учащимися среднего и старшего звена было отмечено только в 1999 г. по критерию “так себе” (увеличение отрицательно-неопределенной оценки и у девушек, и у юношей в старшей школе) (табл. 2).

Сравнительный анализ удовлетворенности учащихся уроками физической культуры, %

Удотволерены ли Вы уроками физкульту­ры Средний школьный возраст Старший школьный возраст
1999 г. 2004 г. 1999 г. 2004 г.
мальчики n=226 девочки n=231 мальчики n=257 девочки n=278 мальчики n=233 девочки n=289 мальчики n=234 девочки n=278
да 56,6 48,1 58,5 54,3 59,2 44,2 61,1 53,2
иногда 16,8 19,5 15,2 16,3 10,7 14,9 14,9 21,2
так себе 10,6 17,3 17,9 21,9 17,6 26,3 17,9 17,3
нет 6,2 10,0 3,1 7,2 5,1 9,7 3,8 5,4

Результаты опроса 2004 г. по отношению к 1999 г. показали, что девушки стали более позитивно относиться к уроку физкультуры, достоверный прирост выявлен между школьницами старших классов. При этом также сохраняется тенденция снижения интереса школьниц к урокам от среднего к старшему звену.

У мальчиков не выявлено существенных изменений в отношении к урокам физической культуры. Также как и в 1999 г. незначительно повышается интерес к урокам в старших классах, что обусловлено, на наш взгляд, раздельным проведением занятий для девочек и мальчиков во многих школах, вынесением уроков физкультуры во внеурочное время, более специализированной физической подготовкой. Сохраняется и даже стал несколько выше процент неудовлетворенности юношей уроками физкультуры (36,2% учащихся среднего, 36,6% старшего звена).

Логический анализ общей удовлетворенности школьников среднего и старшего звена показывает, что существенных изменений за пятилетний период не произошло. Так, количество положительных оценок уроков физической культуры респондентов 2004 года увеличилось всего на 4,9%, негативная оценка сократилась на 2,9%, что, однако, является достоверно значимыми при статистической обработке. Между тем, процент учащихся, отметивших общую неудовлетворенность уроками физкультуры, включая не только резко отрицательное “нет”, но и другие оттенки этого состояния – “так себе”, “иногда”, в 2004 практически не изменился по отношению к 1999 году (p>0,05), что подтверждает правильность вышеизложенных заключений (рис. 2).

Рис. 2. Динамика удовлетворенности учащихся среднего и старшего школьного возраста уроками физической культуры, %

С возрастом снижается не только интерес учащихся к урокам физической культуры, но и эмоциональное восприятие урока. Так, по данным 1999 г., радость, хорошее настроение после уроков испытывают в младшем школьном возрасте 58,8% учащихся, в среднем – 30,6%, в старшем – 31,6%. Учащиеся становятся более равнодушными к занятиям: 11,6% младших школьников, 20,6% среднего звена, 25,9% старшеклассников отмечают, что после уроков они ничего особенного не испытывают. От младших к старшим классам увеличивается и усталость после занятий физическими упражнениями (26,5% младшего школьного возраста, 27,4% среднего звена, 31,6% старшеклассников), для многих учащихся она стала приоритетной в оценке своего состояния после уроков физической культуры (рис. 3).

Читайте также:  Новость: тренировки, проводимые перед первым марафоном, способны замедлить старение сосудов


Рис. 3. Состояние школьников после уроков физической культуры, %

Исследование состояния учащихся после уроков физической культуры в 2004 году выявило, что радость, хорошее настроение испытывают 39,4% учащихся средних и 39,2% старших классов. У остальных учащихся преобладает или состояние усталости (30,5% средних, 26,9% старших классов), что в основном является следствием неправильно построенного урока или равнодушия (19,2% средних, 29,3% старших классов). Следует отметить и достаточно высокий, на наш взгляд, процент учащихся, испытывающих негативное состояние после уроков физкультуры (10,3% среднего, 3,3% старшего школьного возраста) (табл. 3).

Сравнительный анализ состояния школьников после уроков физической культуры

Состояние Средний школьный возраст Старший школьный возраст
1999 г. 2004 г. 1999 г. 2004 г.
маль. дев. маль. дев. маль. дев. маль. дев.
Радость, хорошее настроение 43,8 38,5 40,1 38,8 32,6 30,8 39,3 39,2
Усталость 25,2 29,4 28,0 32,7 31,3 31,8 23,1 30,2
Ничего особенного 19,5 18,6 23,7 15,1 21,4 29,4 32,9 26,2
Раздраженность, плохое на­строение 3,5 6,9 7,0 13,3 2,6 3,1 3,4 3,2
Другое 1,3 3,0 1,9 3,6 2,1 2,4 1,7 2,5

В сравнении с данными 1999 года можно отметить, что в среднем и старшем звеньях сохраняется процент учащихся, испытывающих положительные эмоции от занятий физической культурой. Наибольшую усталость после уроков испытывают учащиеся среднего школьного возраста, особенно девочки. При этом, если к старшим классам у мальчиков это состояние уменьшается, то у девочек практически не меняется. Достоверно увеличивается процент девочек средних классов, по отношению к 1999 г., испытывающих раздраженность, плохое настроение после занятий.

Можно выделить общие тенденции, выявленные нами в оценке эмоционального состояния учащихся после уроков физической культуры по данным анкетирования 1999 и 2004 годов:

  • возрастная динамика изменений у мальчиков и девочек схожа: от младшего к старшему школьному возрасту снижается интерес к занятиям, учащиеся становятся более равнодушными к урокам физической культуры;
  • мальчики всех возрастных групп испытывают большие положительные эмоции от занятий физическими упражнениями, чем девочки;
  • девочки всех возрастных групп ощущают большую усталость после уроков физической культуры, чем мальчики.

Следует отметить, что в оценке своего состояния у некоторых учащихся преобладало два критерия, в связи с чем, общая сумма ответов респондентов в данной половозрастной группе была более 100 процентов. Вопрос эмоционального восприятия уроков физической культуры предполагал и собственные варианты ответов учащихся. Эти данные вошли в графу «другое», процент их невелик, составил в среднем 2,5%. Среди ответов учащихся преобладали такие, как «смотря чем заниматься», «когда как», то есть звучала мысль, что эмоциональное восприятие урока зависит от интереса учащихся к данному виду физической активности. Некоторые связывали свое состояние с отношением учителя к уроку и конкретно к данному ученику.

Эксперты рассказали, какие уроки физкультуры понравятся школьникам

МОСКВА, 7 ноя — РИА Новости. Интерес школьников к урокам физкультуры пропадает из-за неправильной организации занятий, поэтому нужно включать аэробику для девочек и силовые тренировки для мальчиков, считают опрошенные РИА Новости эксперты. Необходимо также пересмотреть нормативы, чтобы дети могли заниматься в силу своих личных возможностей, уверены они.

Ранее президент России Владимир Путин на заседании Совета по физкультуре и спорту подверг критике ситуацию с детским спортом в РФ, поскольку для большинства детей занятия все еще малодоступны, а дополнительные уроки физкультуры в школах по-прежнему формальны.

Непосильные нормативы

По словам главного внештатного специалиста Минздрава РФ по гигиене детей и подростков, руководителя НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН Владислава Кучмы, ни для кого не секрет, что детям сейчас неинтересно заниматься на уроках физкультуры.

“Педагоги по-прежнему тестируют детей на освоение каких-то навыков, на время, на дальность, на скорость. Конечно, никто из ребят этого не любит. Но превращать уроки физкультуры только в элемент игры или вид спорта чиновника, например, регби или фитнесс — это тоже неправильно”, — сказал он РИА Новости.

Кучма считает, что ребенок во время уроков физкультуры должен получать физическое развитие, научиться гибкости, ловкости, а не только получать удовольствие от фитнеса или йоги и стремиться к уменьшению объема талии или бедер.

“Педагоги медленно движутся в этом направлении, к тому же их не хватает. Хотя есть школы, которые используют весь арсенал физического воспитания — это водные процедуры, физкультурные минутки, динамическая пауза в середине учебного дня, прогулки”, — сказал он.

“Действительно, физические данные детей сейчас стали хуже, они не справляются с теми тестами, которые еще недавно были записаны у нас как нормативы. Связано это с низким уровнем двигательной активности и физической подготовки детей”, — отметил врач.

Тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова также считает, что сейчас дети очень слабо подготовлены в физическом плане. “Я работаю с молодежью и могу сказать, что дети растут сейчас хилыми, расположенными ко многим простудам и заболеваниям, они слабее, и уроки нужны. За 45 минут можно сделать и зарядку, и во что-то поиграть. Можно использовать и силовые упражнения”, — сказала она.

Читайте также:  Новость: физические упражнения улучшают когнитивные функции мозга у людей с ожирением

“Учителя-профессионалы знают, как нужно распределить упражнения на уроке, чтобы учитывать подход к слабому или, наоборот, к сильному ученику. Тем более, каждый занимается в свою силу. Это же не занятие спортом, а именно занятие оздоровительной физкультурой. Даже 45-минутные зарядки в школе очень многое дают”, — считает Тарасова.

Олимпийская чемпионка, член комитета Совета Федерации по социальной политике Светлана Журова также считает, что нужно пересматривать нормативы на уроках физкультуры. “Не просто их отменять, иначе у детей пропадет желание посещать занятия, а должен быть какой-то другой критерий. Тем более что новый закон об образовании это позволяет”, — добавила член комитета СФ.

Надо также вводить систему школьных клубов и соревнований, отметила Журова. “Но надо понимать, что, во-первых, не все школы могут это сделать, потому что нет инфраструктуры. И вторая проблема — это кадры. Понятно, что некоторым педагогам нужно повышать свою квалификацию”, — добавила она.

Фантазии педагогов

Журова сообщила, в прошлом году проводился проект “Урок физкультуры 21 века”. “Было много креативных предложений от самих учителей физкультуры, которым интересно ходить на занятия. Такие педагоги у нас есть, но есть и такие, у которых нет понимания и желания что-то придумывать интересное, кто-то привык работать по старым стандартам и придерживается их”, — сказала она.

Журова рассказала, что было много предложений по введению в школах фитнеса и аэробики особенно среди старшеклассников. “Это вызвало большой энтузиазм среди них”, — добавила олимпийская чемпионка.

По мнению директора Института возрастной физиологии, доктора биологических наук, академика РАО Марьяны Безруких, интерес к физкультуре у старшеклассников пропадает не из-за их возрастных психологических особенностей, а из-за неправильной организации уроков.

“У хорошего педагога интерес не теряется. Наоборот, интерес с возрастом усиливается, потому что мальчики и девочки начинают понимать, для чего им нужны уроки физкультуры. Малышам нравятся эти занятия, потому что там можно побегать, попрыгать, повеселиться. Старшеклассники уже думают о своем теле: девочки стремятся, чтобы у них была красивая фигура, а мальчики — качают мышцы”, — пояснила она.

По словам Безруких, с другой стороны, уроки зачастую организованы плохо. Педагоги не учитывают возрастные особенности детей, дают им неинтересные упражнения.

“Сейчас учитель физкультуры может разнообразить уроки. Совершенно необязательно прыгать через козла или лазить по канату. В уроки можно включить, например, элементы аэробики и единоборств. В распоряжении учителя весь арсенал современных методов занятия физкультурой”, — уверена она.

При этом эксперт отметила, что немногие учителя физкультуры имеют высшее и даже среднее педагогическое образование. “Очень часто это человек, занимающийся спортом, но он не знает возрастных особенностей школьников и не обладает рациональной методикой организации этих уроков, не знает современных подходов”, — добавила она.

Отсутствие помещений

Центральная блокирующая сборной России по волейболу Мария Перепелкина рассказала РИА Новости, что проводить идеальные занятия физкультурой в школе невозможно, поскольку нет приспособленных для этого помещений.

“У меня мама работает преподавателем в обычной школе, и по ее словам я могу сказать, что уроки далеки от идеальных. Невозможно классу, в котором от 25 человек, разместиться и грамотно проводить занятия в зале. Нет возможности учитывать нюансы, поэтому занятия получаются скомканными и непродуктивными. Я думаю, что идеальный урок — это когда хватает места и времени для работы, чтобы уделить внимание каждому учащемуся”, — сказала она.

Директор центра образования “Царицыно” Ефим Рачевский считает, что проблему преподавания в школе уроков физкультуры поможет решить принятие национального проекта, в котором будет предусмотрено строительство спортивных залов и комплексов, подготовка учителей, средства на школьные секции и возрождение спортивных школ и интернатов.

“У нас были нацпроект “Образование”, “Здравоохранение”, “Жилье” — они оказались очень эффективными. Давайте сделаем национальный проект под названием “Школьная физкультура” или “Детский спорт”, под это выделим деньги, а значит, построим спортивные залы”, — сказал директор РИА Новости.

Тарасова также считает, что в школах нет качественных залов для занятий физкультурой. “Я вижу, что в школах нет должных залов, поэтому уроки проводят по несколько классов в одном маленьком, стареньком зале. Для того чтобы делать уроки, надо иметь несколько залов, хотя бы три или два. Рядом со школой можно всегда это построить, но никто этим не занимается”, — сказала собеседница агентства.

Перепелкина считает, что двух или трех занятий физкультурой в школе вполне достаточно, чтобы держать мышцы и тело в тонусе и поддерживать физическую форму. “Другое дело — получение навыков, но, на мой взгляд, это дополнительный секции. А 45 минут как раз отлично для того, чтобы размяться”, — добавила волейболистка.

Кроме того, нужны специальные упражнения, чтобы не давать почувствовать ученику, что он сильнее или, наоборот, слабее других. “Нужно учитывать качества каждого ученика”, — считает Перепелкина.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: