Новость: дети, добирающиеся в школу автотранспортом, подвержены повышенному риску ожирения

Ожирение у детей

Ожирение у детей – хроническое нарушение обмена веществ, сопровождающееся избыточным отложением жировой ткани в организме. Ожирение у детей проявляется повышенной массой тела и предрасполагает к развитию запоров, холецистита, артериальной гипертензии, дислипидемии, инсулинорезистентности, дисфункции половых желез, артроза, плоскостопия, апноэ сна, булимии, анорексии и др. Диагноз детского и подросткового ожирения ставится на основании измерения роста, массы тела, ИМТ и превышения фактических показателей над долженствующими (по центильным таблицам). Лечение ожирения у детей включает диетотерапию, рациональную физическую нагрузку, психотерапию.

МКБ-10

  • Причины ожирения у детей
  • Классификация
  • Симптомы ожирения у детей
  • Осложнения
  • Диагностика ожирения у детей
  • Лечение ожирения у детей
  • Профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Ожирение у детей – состояние, при котором фактическая масса тела ребенка превышает возрастной норматив на 15% и более, а индекс массы тела ≥30. Данные исследований свидетельствуют, что избыточную массу тела имеют около 12% российских детей, а ожирение – 8,5% детей, проживающих в городах, и 5,5% – в сельской местности. Во всем мире отмечается эпидемический рост распространения ожирения среди детей, что требует серьезного отношения к данной проблеме со стороны педиатрии и детской эндокринологии. Почти у 60% взрослых, страдающих ожирением, проблемы с лишним весом начались в детском и подростковом возрасте. Прогрессирование ожирения у детей ведет к развитию в будущем сердечно-сосудистых, эндокринных, метаболических, репродуктивных нарушений, заболеваний пищеварительного тракта и опорно-двигательного аппарата.

Причины ожирения у детей

Ожирение у детей имеет полиэтиологическую природу; в его реализации играет роль сложное взаимодействие генетических и средовых факторов. Во всех случаях в основе ожирения у детей лежит энергетический дисбаланс, обусловленный повышенным потреблением и сниженным расходованием энергии.

Известно, что при наличии ожирения у обоих родителей, вероятность возникновения подобного нарушения у ребенка составляет 80%; при наличии ожирения только у матери – 50%; только у отца – 38%.

Группу риска по развитию ожирения составляю дети, имеющие повышенную массу тела при рождении (более 4 кг) и избыточную ежемесячную прибавку массы тела, находящиеся на искусственном вскармливании. У грудных детей ожирение может развиваться на фоне перекармливания ребенка высококалорийными смесями, нарушения правил введения прикорма.

Как показывают анамнестические данные, развитие ожирения у большинства детей связано с нарушением режима питания и снижением уровня физической нагрузки. Обычно в питании детей с избыточной массой тела и ожирением преобладают легкоусвояемые углеводы (хлебобулочные изделия, сладкие десерты) и твердые жиры (фаст-фуд), сладкие напитки (соки, газировка, чаи) при недостаточном употреблении клетчатки, белка, воды. При этом большинство детей ведут малоподвижный образ жизни (не играют в подвижные игры, не занимаются спортом, не посещают уроки физкультуры), много времени проводят у телевизора или компьютера, испытывают интенсивную умственную нагрузку, способствующую гиподинамии.

Ожирение у детей может являться не только следствием конституциональной предрасположенности и алиментарных причин, но и серьезных патологических состояний. Так, ожирение нередко встречается у детей с генетическими синдромами (Дауна, Прадера-Вилии, Лоуренса-Муна-Бидля, Коэна), эндокринопатиями (врожденным гипотиреозом, синдромом Иценко-Кушинга, адипозо-генитальной дистрофией), поражением ЦНС (вследствие ЧМТ, менингита, энцефалита, нейрохирургических операций, опухолей головного мозга и пр.).

Иногда в анамнезе детей прослеживается связь ожирения с внешними эмоциональными факторами: поступлением в школу, несчастным случаем, смертью родственников и т. п.

Классификация

Таким образом, с учетом причин возникновения различают две формы ожирения у детей: первичное и вторичное. В свою очередь, первичное ожирение у детей подразделяется на экзогенно-конституциональное (связанное с наследственной предрасположенностью) и алиментарное (связанное с погрешностями в питании). При конституциональном ожирении детьми наследуется не сам избыточный вес, а особенности протекания обменных процессов в организме. Алиментарное ожирение наиболее часто возникает у детей в критические периоды развития: раннем детском возрасте (до 3-х лет), дошкольном возрасте (5-7 лет) и периоде полового созревания (от 12 до 16 лет).

Читайте также:  Новость: ежедневное употребление черники может улучшить АД

Вторичное ожирение у детей является следствием различных врожденных и приобретенных заболеваний. Наиболее частым видом вторичного ожирения служит эндокринное ожирение, сопровождающее заболевания яичников у девочек, щитовидной железы, надпочечников у детей.

Критерии определения ожирения у детей до настоящего времени остаются предметом обсуждения. Гайворонская А.А. на основании превышения массы тела ребенка нормальных для данного возраста и роста значений выделяет 4 степени ожирения у детей:

  • Ожирение I степени – масса тела ребенка превышает норму на 15-24%
  • Ожирение II степени – масса тела ребенка превышает норму на 25–49%
  • Ожирение III степени – масса тела ребенка превышает норму на 50–99%
  • Ожирение IV степени – масса тела превышает допустимую возрастную норму более чем на 100%.

У 80% детей выявляют первичное ожирение I–II степени.

Симптомы ожирения у детей

Основным признаком ожирения у детей служит увеличение слоя подкожно-жировой клетчатки. У детей раннего возраста признаками первичного ожирения могут служить малоподвижность, задержка формирования двигательных навыков, склонность к запорам, аллергическим реакциям, инфекционной заболеваемости.

При алиментарном ожирении у детей имеются избыточные жировые отложения в области живота, таза, бедер, груди, спины, лица, верхних конечностей. В школьном возрасте у таких детей отмечается одышка, снижение толерантности к физической нагрузке, повышенное артериальное давление. К пубертатному возрасту у четверти детей диагностируется метаболический синдром, характеризующийся ожирением, артериальной гипертензией, инсулинорезистентностью и нарушением липидного обмена (дислипидемией). На фоне ожирения у детей нередко развивается нарушение обмена мочевой кислоты и дисметаболическая нефропатия.

Вторичное ожирение у детей протекает на фоне ведущего заболевания и сочетается с типичными симптомами последнего. Так, при врожденном гипотиреозе дети начинают поздно держать головку, сидеть и ходить; у них сдвигаются сроки прорезывания зубов. Приобретенный гипотиреоз чаще развивается в период полового созревания вследствие йодного дефицита. В этом случае, кроме ожирения, у детей отмечается утомляемость, слабость, сонливость, снижение успеваемости в школе, сухость кожи, нарушения менструального цикла у девушек.

Характерными признаками кушингоидного ожирения (при синдроме Иценко-Кушинга у детей) служат жировые отложения в области живота, лица и шеи; при этом конечности остаются худыми. У девочек в пубертатном периоде наблюдается аменорея и гирсутизм.

Сочетание ожирения у детей с увеличением молочных желез (гинекомастией), галактореей, головными болями, дисменореей у девушек может указывать на наличие пролактиномы.

Если кроме избыточного веса девушку беспокоит жирная кожа, угревая сыпь, избыточный рост волос, нерегулярные менструации, то с высокой степенью вероятности можно предположить у нее синдром поликистозных яичников. У мальчиков с адипозогенитальной дистрофией имеет место ожирение, крипторхизм, гинекомастия, недоразвитие пениса и вторичных половых признаков; у девочек – отсутствие менструаций.

Осложнения

Наличие ожирения у детей является риск-фактором раннего развития ряда заболеваний – атеросклероза, гипертонической болезни, стенокардии, сахарного диабета 2 типа. Со стороны пищеварительной системы может отмечаться формирование хронического холецистита и ЖКБ, панкреатита, запоров, геморроя, жирового гепатоза, а в дальнейшем – цирроза печени. У детей с избыточным весом и ожирением чаще возникают расстройства питания (анорексия, булимия) и нарушения сна (храп и синдром сонных апноэ).

Повышенная нагрузка на костно-мышечную систему обуславливает развитие у детей с ожирением нарушений осанки, сколиоза, артралгий, артроза, вальгусной деформации стоп, плоскостопия. Ожирение у подростков нередко служит причиной депрессии, насмешек со стороны сверстников, социальной изоляции, девиантного поведения. У женщин и мужчин, страдающих ожирением с детства, имеется повышенный риск развития бесплодия.

Диагностика ожирения у детей

Клиническая оценка ожирения и степени его выраженности у детей включает сбор анамнеза, выяснение способа вскармливания в грудном возрасте и особенностей питания ребенка в настоящее время, уточнение уровня физической активности. При объективном обследовании педиатр производит антропометрию: регистрирует показатели роста, массы тела, окружности талии, объема бедер, индекс массы тела. Полученные данные сопоставляются со специальными центильными таблицами, на основании которых диагностируется избыточная масса тела или ожирение у детей. В некоторых случаях, например, при массовых осмотрах, используется методика измерения толщины кожной складки, определение относительной массы жировой ткани методом биоэлектрического сопротивления.

Читайте также:  Карикатуры - Фитнес дома: тренировки, упражнения и советы по питанию от Fitnessera

Для выяснения причин ожирения дети с избыточной массой тела должны быть проконсультированы детским эндокринологом, детским неврологом, детским гастроэнтерологом, генетиком. Целесообразно дополнительное исследование биохимического анализа крови (глюкозы, глюкозо-толерантного теста, холестерина, липопротеинов, триглицеридов, мочевой кислоты, белка, печеночных проб), гормонального профиля (инсулина, пролактина, ТТГ, Т4 св., кортизола крови и мочи, эстрадиола). По показаниям выполняется УЗИ щитовидной железы, РЭГ, ЭЭГ, МРТ гипофиза ребенку.

Лечение ожирения у детей

Объем медицинской помощи детям, страдающим ожирением, включает снижение массы тела, лечение сопутствующих заболеваний, поддержание достигнутого результата и профилактику набора лишнего веса.

В первую очередь, ребенку с ожирением подбирается индивидуальная диета, предполагающая уменьшение суточного калоража за счет животных жиров и рафинированных углеводов. Рекомендуется 5-разовый (иногда 6-7-разовый) режим питания, проводится обучение родителей расчету нормы суточных килокалорий. Одновременно с коррекцией питания производится организация рационального двигательного режима: для детей младшего возраста рекомендуются прогулки и подвижные игры, а начиная с дошкольного возраста – спортивные занятия (плавание, езда на велосипеде и пр.). Диетотерапия осуществляется под руководством педиатра или диетолога; контроль за питанием и двигательной активностью детей, страдающих ожирением, возлагается на родителей.

При ожирении детям может проводиться иглорефлексотерапия, ЛФК, гидротерапия, психотерапия. При наличии сопутствующих заболеваний ребенку требуется помощь детского эндокринолога, детского гастроэнтеролога, детского гинеколога, детского кардиолога, детского ортопеда, нейрохирурга, детского психолога.

Профилактика

Предупреждение эпидемии ожирения среди детей – это задача, требующая интеграции усилий родителей, представителей медицинского сообщества и сферы образования. Первым шагом на этом пути должно стать понимание родителями важности рационального питания в детском возрасте, воспитание правильных пищевых пристрастий у детей, организация режима дня ребенка с обязательным включением прогулок на свежем воздухе.

Другим важным моментом профилактики ожирения у детей служит привитие интереса к физической культуре, доступность занятий спортом в школе и по месту жительства. Важно, чтобы родители являли собой пример здорового образа жизни, а не авторитарно требовали его соблюдения от ребенка. Необходима разработка скрининговых программ по выявлению ожирения и его осложнений среди детей и подростков.

Массовая проблема

Уровень детского ожирения в стране неуклонно растет. По последним данным Эндокринологического научного центра Минздрава, этим недугом страдают 5–8% школьников. Для сравнения, в 90-е годы этот показатель был на уровне 2–3%. В Минздраве РФ считают, что применяемых мер для борьбы с детским ожирением недостаточно.

В этом году ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава запустило масштабное исследование школьников по всей стране, пробный раунд которого уже прошел. Этой осенью планируется проведение второго этапа. Само исследование проводится таким образом: в случайном порядке выбирается определенное количество школ. Из каждой берется один первый класс, и в нем измеряются параметры всех детей. Через два года ученые планируют оценить показатели тех же школьников, чтобы понять, как ситуация с избыточным весом изменилась со временем.

Однако уже сейчас, по данным научного центра, распространенность детского ожирения колеблется в пределах 8%. В 90-е годы этот показатель был на уровне 2–3%. А избыточная масса тела зафиксирована у 11–18% детей. Они находятся в группе риска, так как с большой вероятностью впоследствии будут страдать ожирением. Как рассказал «Известиям» эндокринолог-репродуктолог Павел Окороков, ситуация приобретает масштаб эпидемии.

— По детям это большая цифра. Но у взрослого населения все гораздо хуже. Избыток массы тела и ожирение наблюдается более чем у половины россиян, — отметил эксперт.

Как сообщил «Известиям» эндокринолог-онколог ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Игорь Чугунов, по распространенности ожирения среди детей мы начинаем догонять Америку.

Читайте также:  Новость: ученые собираются разработать специальное питание для женщин-спортсменок

— Это связано с тем, что меняется образ жизни, снижается физическая активность, доступны легкоусвояемые углеводы и жиры, которых не было 50–70 лет назад в таком количестве. Играет роль и нарушение режима дня, потому что многие дети учатся во вторую смену, — сообщил специалист.

В Минздраве считают, что принимаемых мер по борьбе с детским ожирением недостаточно. Как сообщили «Известиям» в ведомстве, одна из задач современной медицины — борьба с нарастающей быстрыми темпами эпидемией сахарного диабета 2-го типа и связанного с этим повышенного риска сердечно-сосудистых заболеваний. И эта борьба должна начинаться в детском возрасте, а именно — с профилактики избыточного веса и ожирения.

— К сожалению, ожирение, появившееся в детстве, сохраняется у большого процента взрослых и прогрессирует дальше, — рассказали в Минздраве. — У девушек-подростков, обследованных в 1985–1987 гг., а затем через 15 лет, ожирение сохранялось в 83% случаев, а в 61% оно прогрессировало. При этом у абсолютного большинства этих девушек имелись серьезные проблемы в репродуктивной сфере (бесплодие, невынашивание беременности, патологические роды и другие).

Последствиями ожирения могут быть сахарный диабет второго типа, гипертония, холецистит, панкреатит и другие заболевания.

Как пояснили в Минздраве, проблема распространена во многих странах. По данным эпидемиологических исследований и диспансеризаций, избыточная масса тела выявляется у детей до 7 лет в 10–15% случаев, а у подростков — в 16–26%. Россия по распространенности детского ожирения находится в середине списка. Это заболевание в три раза чаще, чем у нас, встречается у детей в таких странах, как Италия, Португалия, Литва.

В ведомстве подчеркнули, что необходимы комплексные меры по формированию благоприятной среды для снижения детского ожирения. Требуются более решительные действия на различных уровнях, включая муниципальные. Физическая активность должна стать неотъемлемой частью повседневной жизни детей и подростков.

Тучное будущее. Чем опасно детское ожирение

Людей с избыточным весом и ожирением с каждым годом становится все больше. Причем у большинства из них эта проблема развивается с детства. По данным Федерального управления Роспотребнадзора, 50% детей, имевших избыточный вес в шесть лет, становятся тучными во взрослом возрасте, а в подростковом – эта вероятность увеличивается до 80%.

Почему не стоит ждать, когда лишний вес ребенка пройдет с возрастом, разбиралась корреспондент «АиФ-Тюмень».

Фрукты – отдельно, вода – отдельно

За маму, за папу, за кота Мурзика, еще ложечку, потом еще одну – как только взрослые не заставляют детей есть. А отказ от бабушкиных пирожков с вареньем порой сравни предательству. Пухленькие малыши вызывают умиление, однако велика вероятность того, что в будущем у них возникнут проблемы с весом.

«Самыми опасными с точки зрения неправильного программирования обмена веществ являются первые два года жизни ребенка. Если в это время у него были значительная прибавка в весе и избыточная масса тела, в организме закладываются неправильные метаболические программы, значит, что уже в подростковом или взрослом возрасте он снова может столкнуться с проблемой лишнего веса», – рассказывает заведующая кафедрой детских болезней Тюменского ГМУ, доктор медицинских наук Елена Храмова.

По сути ожирение – это хроническое заболевание, с которым придется считаться всегда и тщательно следить за своим рационом. Именно неправильное питание вкупе с малоподвижным образом жизни приводит к проблемам с весом у детей и подростков, но виноваты в этом не столько пресловутый фастфуд, как изменившиеся традиции питания. Сейчас нет разделения на праздничную и повседневную еду, в меню стало больше рафинированных продуктов, для переваривания которых организм не прикладывает никаких усилий. Привычки питания дети копируют у своих родителей, поэтому если папа с мамой на бегу перекусывают бутербродом, вместо супа предпочитают заказать на ужин пиццу, а просмотр фильма сопровождают роллами и шоколадками, проблем с весом сложно будет избежать. Кстати, абсолютное большинство тучных пациентов не считают перекусы приемом пищи, но именно таким образом можно набрать сотни и тысячи калорий.

Читайте также:  Новость: физические упражнения улучшают когнитивные функции мозга у людей с ожирением

«Привести к излишнему весу могут даже традиционные и считающиеся полезными продукты. Например, любимый нашими бабушками морс формирует привычку к употреблению сладких напитков вместо обычной воды. То же самое касается соков, варенья, консервированных фруктов, в которых очень много сахара. Дети должны есть свежие фрукты и ягоды, а не переработанные», – отмечает Елена Храмова.

Основное правило правильного питания – не запрещать вредные продукты, а употреблять их в меру. От съеденного раз в полгода пирожка или бургера вреда не будет, главное, чтобы это не стало повседневной едой.

Для формирования любой привычки требуется две-три недели, в том числе и для изменения питания. Но когда речь идет о детях, отказываться от привычного рациона и менять пищевые привычки придется всей семье.

«Не стоит воспринимать лечение ожирения как жесткие ограничения. Никого не заставляют питаться только брокколи с водой, но, как и в любой игре, здесь есть свои правила, которых придется придерживаться», – говорит Елена Храмова.

Оправдывать лишний вес ребенка генами не совсем верно. По словам специалиста, даже если оба родителя страдают ожирением, это не значит, что их дети непременно будут тучными. Как и при любом другом многофакторном заболевании, наследственность является только одной из причин. Намного важнее культура питания, нежели генетическая предрасположенность.

«Мишень» для лишнего веса

Избыточный вес – не только эстетическая проблема, лишние килограммы нарушают слаженную работу организма. И чем раньше родители перестанут умиляться пухлым щечкам ребенка, тем больше соломки можно подстелить в его будущем.

«Как правило, лишний вес у детей начинает появляться к пяти-шести годам и наиболее активно проявляется в 12-13-летнем возрасте. Родители дошколят с избыточной массой тела особо не тревожатся, бить тревогу начинают в подростковом возрасте, а к этому моменту у ребенка нередко уже возникают проблемы со здоровьем. Так, по данным наших ученых, у 15% подростков есть повышенное артериальное давление», – говорит заведующая детским консультативным отделением филиала Томского НИМЦ РАН «Тюменский кардиологический научный центр» Татьяна Чернышева.

Лишний вес – один из факторов возникновения проблем сердечно-сосудистой системы, инфарктов и инсультов, как печального итога. Начинается все с «малого» – нарушения жирового (липидного) обмена – в результате которого липиды начинают откладываться на стенках сосудов и приводят к атеросклерозу.

«Раньше считалось, что у детей не может быть повышенного холестерина, последние исследования доказывают обратное, особенно если у ребенка есть наследственная предрасположенность. При тщательном исследовании таких детей мы видим утолщение стенок сосудов, в более старшем возрасте на этом месте может сформироваться атеросклеротическая бляшка, а потом сужение сосуда и повышенная вязкость крови приводят к образованию тромба», – рассказывает Татьяна Чернышева.

Все чаще у детей диагностируют и артериальную гипертензию, только если взрослые при повышенном давлении чувствуют себя плохо, жалуются на головные боли, у детей дебют гипертонии зачастую проходит бессимптомно. Однако из-за постоянно повышенного артериального давления, тахикардии начинаются изменения в сердце: утолщается стенка левого желудочка и ухудшается его «насосная» функция. Чтобы вовремя уловить начавшиеся изменения в главном органе, педиатрам рекомендовано измерять артериальное давление у маленьких пациентов. Для этого все детские поликлиники города обеспечили разновозрастными манжетами. Чтобы не пропустить начавшиеся проблемы с сосудами и сердцем, детский кардиолог советует родителям периодически самостоятельно измерять детям давление, особенно если у ребенка есть избыточная масса тела, ожирение или наследственная предрасположенность к гипертонии.

Читайте также:  Новость: лишний вес у детей провоцирует развитие бронхиальной астмы

Страдает от лишних килограммов и детская печень – начинается ожирение клеток органа, ухудшаются функции почек, также меняется углеводный обмен, повышается уровень сахара в крови, что в будущем может привести к возникновению сахарного диабета второго типа – частой болезни тучных людей. Наши глаза – еще одна мишень дуэта ожирения и артериальной гипертонии. Из-за нарушения кровоснабжения глазного дна за счет сужения сосудов зрение у детей ухудшается.

Как ни набили оскомину привычные фразы, но это справедливо: правильное питание с ограничением соли и легких углеводов, большим количеством овощей и чистой воды, спорт, отсутствие вредных привычек и зависимости от гаджетов – легкий путь к здоровью.

Комментарий специалиста

Валентин Ефимов, тренер по дзюдо центра олимпийской подготовки «Тюмень-дзюдо»: «Лишний вес для ребенка – это не только эстетическая проблема, но и психологическая. Ведь он часто комплексует из-за своей полноты, стесняется самого себя. Поэтому занятия спортом – еще и возможность обрести уверенность, завести новых друзей, а не просто избавиться от лишних килограммов. И не исключено, что увлечение перерастет в дело всей жизни или даже профессию.

Для полных детей чаще всего выбирают активные виды спорта. Считается, что так они быстрее придут в форму. Однако ребенку с избыточной массой тела на тренировках придется трудно. Футбол и другие подвижные занятия дают слишком большую нагрузку на сердце и суставы, которые из-за лишнего веса и так ежедневно страдают. К тому же такие ребята не очень любят физическую активность. Заинтересовать их можно боевыми искусствами, например, дзюдо, которое признано ЮНЕСКО лучшим видом спорта для развития ребенка. Нагрузки в нем соответствуют возрасту воспитанника, его возможностям. Так, в дошкольном – упор делается на общефизическую и координационную подготовку, у школьников изучение бросков сопровождается силовыми упражнениями. Хорошо подходит и плавание, это один из немногих видов спорта, у которого практически нет противопоказаний. Оно повышает общую выносливость организма и иммунитет, помогает закаливанию, укрепляет нервную систему, улучшает работу кровеносной и сердечно-сосудистой систем. Когда ребенок плавает, работают все мышцы организма».

Доказана устойчивость женщин к сильным нагрузкам

По данным исследования, представленного на ежегодной конференции Society for Endocrinology в Глазго, женщины, прошедшие экстремальную физическую подготовку, не продемонстрировали негативные последствия для здоровья.

  1. Почему женщины слабее?
  2. Материалы и методы обследования
  3. Результат научной работы
  4. Выводы

Почему женщины слабее?

Ранее сообщалось, что женская репродуктивная система и стрессовые реакции более чувствительны к негативным последствиям чрезмерной физической активности. Существуют некоторые свидетельства того, что тяжелая физическая активность может подавлять нормальную активность женских репродуктивных гормонов, ухудшать прочность костей и повышать уровень гормонов стресса в большей степени, чем у мужчин. Однако причины, лежащие в основе этих сообщений о гендерных различиях в ответ на экстремальные упражнения на выносливость, остаются недостаточно понятными.

Материалы и методы обследования

Роберт Гиффорд ( Robert Gifford ) с соавторами исследования из Эдинбургского университета ( University of Edinburgh ) и Королевского центра обороны ( Royal Centre for Defence ) изучили воздействие экстремальных физических упражнений на уровень гормонов и состояние здоровья 6 женщин, участвовавших в первой трансантарктической экспедиции с участием всех женщин. Исследователи контролировали несколько показателей их здоровья до и после экспедиции. К ним относятся показатели стресса, репродуктивный и метаболический уровень гормонов, масса тела и прочность костей.

Результат научной работы

Полученные данные свидетельствуют не только о сохранении показателей репродуктивной функции и прочности костей, но и о том, что через 2 недели после экспедиции их физическая пригодность улучшилась в результате длительных физических нагрузок.

Гиффорд утверждает: «Наши результаты содержат некоторые потенциально разрушающие мифы о влиянии экстремальной физической активности на женщин. Мы показали, что при соответствующей подготовке и обучении можно избежать многих негативных последствий для здоровья, о которых сообщалось ранее».

Команда экспедиции состояла всего из 6 женщин, и не было возможности учесть смешанные факторы, такие как возраст или этническая принадлежность. Эти результаты свидетельствуют о том, что соблюдение всеобъемлющего графика обучения может смягчить любые негативные последствия для здоровья. В настоящее время ученые планируют продолжить изучение вопроса о том, каким образом различные виды деятельности могут способствовать негативному воздействию на стрессоустойчивость и энергетический баланс, вызываемому физическими нагрузками, что может помочь в разработке стратегий, позволяющих предотвратить их в будущем.

Гиффорд комментирует: «Эти выводы могут иметь важное значение для мужчин и женщин, занятых на тяжелой или стрессовой работе, где есть опасения, что они наносят ущерб своему здоровью. При соблюдении соответствующего режима физической подготовки и питания их здоровье может быть защищено».

Выводы

В исследовании впервые делается вывод о том, что женщины не являются более восприимчивыми к негативным последствиям физических нагрузок и что при соответствующей подготовке они могут быть столь же устойчивыми к тяжелым физическим нагрузкам, как и мужчины.

Читайте также:  Новость: горячая йога помогает снижать кровяное давление

Перед применением советов и рекомендаций, изложенных на сайте «Medical Insider», обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Учредитель сетевого издания (Medical Insider), главный редактор, автор статей.

Врач ультразвуковой диагностики в СЗЦДМ, г. Санкт-Петербург

10 способов повышения психологической устойчивости

Психологическая устойчивость – это процесс адаптации в ситуации столкновения с негативным воздействием, травмой, трагедией, угрозой жизни и здоровью или с сильным источником стресса. Устойчивость человека к тяжелейшим обстоятельствам является нормой, а не присуща только лишь уникальным людям и это подтверждает ряд исследований, ведущихся еще с начала 80х годов.

Понятие устойчивости (resilience) заимствовано из физики и означает свойство упругого тела восстанавливать свою исходную форму после прекращения деформирующего воздействия. В психологии понятие устойчивости применяется в различных областях, как восстановление (recovery, Masten, 2001., Rutter 1987), как стабильность (sustainbility, Bonano 2005), как выносливость (grit, Duckworth 2007), как жизнестойкость (hardiness, Maddi 2004).

Проявлять устойчивость – не значит не испытывать трудностей и не страдать. Напротив, эмоциональная боль и печаль, являются общими для людей, которые попали в трудные жизненные обстоятельства. Вероятно даже, расстройство чувств, является обязательным на пути восстановления от потрясения, а значит устойчивости.

Многие исследования показывают, что значительным фактором у устойчивости оказываются заботливые и поддерживающие отношения внутри и вне семьи. Отношения, основанные на любви и доверии, ролевые модели, предполагающие готовность помочь и дать поддержку в трудных обстоятельствах и тем самым укрепить устойчивость близкого человека.

Вот несколько факторов, которые также могут влиять на психологическую устойчивость:

  • Реалистичные планы и предпринимаемые шаги к их реализации;
  • Вера в себя в свои силы и способности;
  • Навыки взаимодействия и решения проблем;
  • Способность контролировать свои сильные чувства и побуждения.

Психологическая устойчивость не является такой чертой, которая либо есть, либо нет. Она включает в себя навыки, знания и умения, которым можно научиться и развить в каждом.

10 рекомендаций APA (American Psychological Association), которые следует учитывать в развитии психологической устойчивости:

Создавайте прочные связи. Хорошие отношения с членами семьи, близкими и друзьями очень важны. Принятие помощи и поддержки со стороны тех, кто заботится о вас, поможет укрепить устойчивость.

Не воспринимайте кризисы как непреодолимые проблемы. Стрессовые ситуации происходят и это факт, который невозможно изменить, но вы можете изменить интерпретацию этих ситуаций и то, как вы реагируете. Попробуйте взглянуть на настоящую ситуацию из будущего, возможно уже от этого вам станет немного легче. Вспомните, как прежде вы справлялись с тяжелыми ситуациями, какие способы применяли, какие тонкие настройки использовали.

Примите изменения как неотъемлемую часть жизни. Некоторые цели больше не смогут быть достижимыми из-за неблагоприятных событий. Честное принятие того, что некоторые обстоятельства не могут быть изменены, поможет сосредоточиться на тех областях, которые могут быть вам подвластны.

Читайте также:  Новость: Ношение в детстве одежды с изображением фаст-фуда может сформировать нездоровое пищевое поведение

Двигайтесь к цели. Формируйте реалистичные цели. Делайте хоть что-нибудь, но регулярно, даже если вам кажется что, это незначительный вклад, – постепенно двигайтесь дальше. Вместо того чтобы строить недостижимые планы, спросите себя: «Какую одну вещь я могу сделать прямо сегодня, что поможет мне двигаться в том направлении, которое я выбрал?»

Принимайте решительные меры. В неблагоприятной ситуации делайте все от вас зависящее. Принимайте меры, а не уходите от проблем и стрессов, делая вид, что все пройдет само собой.

Ищите возможности для саморазвития. Часто со стороны нам кажется, что люди сильно меняются и этот личностный рост – результат их борьбы с потерями. Действительно, многие люди имеющие опыт переживания трагических событий или тяжелых ситуаций отмечают, что их отношения с другими людьми улучшилось, они чувствуют большую уверенность и силу, даже в ситуации уязвимости, многие описывают духовный рост и сильное ощущение ценности жизни.

Развивайте позитивное видение себя. Формирование уверенности в своей способности решать проблемы и доверять своим инстинктам помогает повышать устойчивость.

Сохраняйте перспективу и широкий контекст. Даже когда вы сталкиваетесь с очень болезненной ситуацией, пробуйте рассмотреть ее в широком контексте и в долгосрочной перспективе. Избегайте колебаний в своем видении ситуации.

Поддерживайте надежду. Оптимистичный взгляд позволят ожидать, что хорошие вещи будут происходить в вашей жизни. Визуализируйте то, что вы хотите, а не беспокойтесь о том, чего вы боитесь.

Заботьтесь о себе. Обратите внимание на свои собственные потребности и чувства. Находите возможности для отдыха и участия в мероприятиях, которые доставляют вам удовольствие. Регулярно занимайтесь спортом. Забота о себе позволяет держать свой ум и тело готовыми к ситуации, которая может потребовать устойчивости.

Дополнительные индивидуальные способы повышения устойчивости могут быть очень полезны. Например, некоторые люди описывают свои глубокие переживания и мысли, связанные с травмой или другими стрессовыми событиями. Медитации и духовные практики помогают другим людям справляться и вновь обретать надежду.

Как экстремальные нагрузки влияют на организм?

www.redbull.com
Мы решили выяснить у специалистов, что происходит с велогонщиками Red Bull Trans-Siberian Extreme.

Red Bull Trans-Siberian Extreme © Denis Klero

Константин Потапов 2.8.2015

Ольга Александрова, врач-терапевт Медицинского центра «Атлас».
Как влияет смена климатических и часовых поясов на самочувствие во время гонки?
Прежде всего ощущается смена температуры и влажности воздуха. В жарy спортсмену необходимо достаточное количество воды, в холод – высокоэнергетическое питание. Также серьёзное влияние на организм оказывает изменение давления. Конечно, организм адаптируется к переменам, но в подобных обстоятельствах все его усилия направлены на борьбу с кислородной недостаточностью. В такой ситуации в крови повышается количество эритроцитов, уровень гемоглобина, активно идёт процесс кроветворения и насыщения кислородом.
Ещё одна трудность, с которой сталкивается велогонщик, – смена часовых поясов. Именно разница во времени часто становится причиной плохого самочувствия и нарушения сна.

Паоло Асте © Denis Klero

Сколько литров воды нужно выпить за это время?
Очень важно при интенсивных физических нагрузках восполнять потери воды. Если температура воздуха 20-25°С, то за один час спортсмен массой тела 70 кг теряет 1,5-2 литра жидкости и соответственно должен выпивать литр воды. Таким образом, сохраняется естественный водный баланс. Лучше, чтобы напиток был прохладным (12-15°С). Это связано с тем, что охлаждение полости рта и носоглотки позитивно влияет на процессы терморегуляции.

Кстати говоря, за 40-60 минут до старта важно вдоволь напиться (400-600 мл), чтобы не испытывать жажду в начале заезда. Во время соревнований нужно периодически смачивать рот и делать несколько глотков жидкости. Это может быть вода или углеводно-минеральные напитки. Пить надо постоянно, соблюдая специальный график, ведь иногда жажда не ощущается вплоть до наступления обезвоживания.

Читайте также:  Новость: позы в йоге, противопоказанные людям с остеопорозом

Эдуард Фукс © Denis Klero

Сколько калорий нужно потратить, чтобы преодолеть 9000 километров?
Расход энергии зависит от пола, возраста, роста, массы тела, степени тренированности и условий окружающей среды. В день спортсмен может потратить порядка 9000-10000 килокалорий. Велосипедист должен принимать пищу прямо в пути, чтобы избежать критической потери калорий. Иначе он не сможет продолжать движение. Потому лучше отдать предпочтение энергетическим батончикам, печенью или фруктам, особенно бананам. Хороши также углеводные спортивные напитки. Они обеспечивают быстрый прилив сил.

Стив Харви © Denis Klero

Юлия Войнова, врач-кардиолог медицинского центра «Атлас».
Что происходит с сердечно-сосудистой системой человека, который подвергается таким нагрузкам?
При экстремальных нагрузках увеличивается ударный объем сердца, количество крови, выбрасываемое желудочком. Эта величина зависит от потребностей организма в кислороде и питательных веществах, соответственно при физических нагрузках объем увеличивается. Также возрастает частота сокращений, и повышается артериальное давление. Пульс спортсмена может доходить до 200-220 ударов в минуту. Очень часто у спортсменов в сердце происходят изменения, связанные с повышенными нагрузками. Так называемое «спортивное сердце». Среди часто встречающихся проблем – гипертрофия левого желудочка, при которой увеличивается толщина сердечной мышцы.

Кристоф Аллегерт © Denis Klero

Олег Миленин, специалист в области спортивной травматологии.
Какие мышцы и суставы задействованы в процессе кручения педалей?
Во время езды основная нагрузка идёт на мышцы нижних конечностей: прежде всего бедер (четырехглавая, занимает всю переднюю и часть их боковой поверхности) и голени. Что касается суставов, то в основном работают тазобедренные, голеностопные и коленные. Больше всего задействован бедренно-надколенниковый суставный хрящ. Он находится под коленной чашечкой и от сильного воздействия порой размягчается. Зачастую это влечет за собой артроз (медленное разрушение хрящевой ткани). Несмотря на то, что сам по себе сустав никак нельзя укрепить с помощью физических нагрузок, грамотная подготовка мышц позволяет его обезопасить и заметно снизить риск травмы от перегрузок.

Важную роль здесь играет и сильный мышечный корсет брюшного пресса и спины. Он позволяет велосипедисту удерживать равновесие и лучше распределять нагрузку во время гонки. В результате можно более эффективно контролировать скорость на трассе, рассчитывать усилия и реагировать на изменения ландшафта.

Кроме того, нагрузка такого серьезного уровня связана с сильным обезвоживанием. Активно расщепляется глюкоза – главный источник углеводов в организме, в ходе чего вырабатывается большое количество лактата (его еще называют молочной кислотой). Без должной заминки и растяжки высокая концентрация вещества может привести к боли и дискомфорту.

Стив Харви © Denis Klero

Петр Зеленков, научный сотрудник НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко.
Как влияют физические нагрузки на позвоночник?
Велоспорт традиционно считается безопасным для позвоночника и рекомендуется как один из возможных видов активности для людей с заболеваниями спины. В исследовании, проведенном среди 116 профессиональных велосипедистов в Норвегии, 58% спортсменов испытывали боль в пояснице и 41% обращались по этому поводу к врачу. Боль в спине также может быть связана с неправильно подобранными пропорциями велосипеда, недостаточной силой мышц-разгибателей спины, асимметрией атлета за счет сколиоза или разной длины нижних конечностей.

В ряде исследований показано, что спортсмены с болью в спине сильнее сгибают поясницу при тренировке. Длительные статические нагрузки на этот отдел позвоночника, находящийся в согнутом положении, требуют адекватно развитых мышц спины для поддержания стабильности позвоночника. Подготовка к такой экстремальной нагрузке обязательно должна включать их тренировку. Избыточное сгибание позвоночника также может затруднять дыхание атлета на длительной дистанции. Постоянный прогиб шеи при слишком низком расположении руля зачастую провоцирует хроническую боль, причем иногда даже головную.

Эффект «сжатия позвоночника» при различных видах активности наименьший во время велосипедного спорта. Так, за 1 час рост уменьшается на 7,4 мм в положении стоя, на 5 мм в положении сидя, 7,9 мм при ходьбе и только 3,7 мм при езде на велосипеде. В то же время, при оценке нагрузки на поясницу на велоэргометре (специальном велотренажере, который помогает оценить толерантность человека к той или иной нагрузки) было показано, что при энергичном вращении педалей такое влияние на позвоночник на самом деле выше, чем при обычной ходьбе.

Читайте также:  Новость: американские ученые назвали ранние признаки мышечной дисморфии

Подводя итог, профилактика боли в спине при длительных велопробегах включает:

• Адекватную тренировку осевых мышц в дополнение к профильным тренировкам.

• Заблаговременное выявление и компенсацию асимметрий туловища и конечностей.

• Правильный подбор параметров велосипеда, подразумевающий компромисс между

• эффективностью позиции и физиологической возможностью атлета длительно переносить нагрузку в данной позиции.

Стресс в спортивной деятельности на примере художественной гимнастики

Рубрика: Психология

Дата публикации: 14.09.2019 2019-09-14

Статья просмотрена: 632 раза

Библиографическое описание:

Иваненко, К. А. Стресс в спортивной деятельности на примере художественной гимнастики / К. А. Иваненко, М. В. Франковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62413/ (дата обращения: 09.09.2021).

В данной работе рассматривается психологическая подготовка гимнасток в предсоревновательный период. Также изучены психологические предпосылки к развитию стрессоустойчивости, особенно к соревновательному стрессу, который в основном приходит незадолго до соревнований

Ключевые слова: соревнования, соревновательная деятельность, спортсмен, психика, стресс, гимнастка.

Современный спорт за несколько лет стал объектом повышенного интереса, предметом национальной гордости, что в свою очередь повышает требование к конкурентоспособности каждого спортсмена. Тенденция омоложения отдельных видов спорта заставляет обратить внимание спортивных психологов на психологическое сопровождение юных спортсменов. Уже на начальном этапе многолетней подготовки спортсменов, пользуясь проактивным принципом, необходимо изучать психологические предпосылки к развитию стрессоустойчивости, особенно к соревновательному стрессу, который в основном приходит незадолго до соревнований [5].

Художественная гимнастика является олимпийским видом спорта, средства которой соответствуют анатомии, физиологии и психологическим особенностям организма уже с дошкольного и младшего школьного возраста. Спортивное мастерство складывается из сложности программы и качественного ее исполнения. Важным требованием к гимнастке является и создание выразительного эмоционального образа, это возможно только благодаря эмоциональной устойчивости, хорошо развитой толерантности к соревновательному стрессу и другим личностным характеристикам [4,7].

В спорте, а в особенности в художественной гимнастике, показано, что психофизиологическое состояние спортсмена оказывает значительное, а иногда и решающее влияние на эффективность спортивной деятельности. В виду этого психофункциональная подготовка гимнасток, как к освоению больших объемов тренировочных нагрузок, так и, особенно, к напряженной соревновательной деятельности, приобретает важнейшее значение [1].

В художественной гимнастике команда группового упражнения состоит из 5 основных гимнасток и 1 запасной. Следовательно, в групповых упражнениях от спортсменок требуют предельного внимания, безупречного владения своим телом в пространстве, высокую координацию и идеальную технику предмета. В любой момент гимнастка должна быть готова к деятельности в экстремальных условиях без снижения результата таких, как,

затруднения зрительного контроля при выполнении сложных технических элементов, недостаточное освещение зала, уменьшение или увеличение тренировочной площадки, контрольные тренировки и т. п. Поэтому такие условия можно считать стресс факторами, при которых гимнастка должна быстро сконцентрироваться и распределить правильно внимание; в сложных ситуациях мобилизоваться на максимально волевых и физических усилиях.

Психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений в спортивном коллективе, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств. В основе психологической подготовки лежат, с одной стороны, психологические особенности вида спорта, с другой — психические особенности спортсмена. Чем больше соответствия между тем и другим, тем скорее можно ожидать от гимнасток высоких результатов.

Читайте также:  Новость: ежедневное употребление черники может улучшить АД

Психологическая подготовка должна обеспечивать оптимальную адаптацию к тренировочным и соревновательным нагрузкам, а также адаптацию в более широком смысле этого термина — имеется в виду адаптация к социальным условиям спортивной деятельности. В этом случае в систему психофизиологической подготовки включаются методы целенаправленного формирования системы установок, а также формирования у спортсмена «внутренних психологических опор».

Психологическая подготовка — это моделирование соревновательных ситуаций с помощью психологических техник, формирование установок на предстоящую деятельность как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне [4].

Соревнования — это очень важная часть спортивной деятельности спортсмена различной квалификации. Главной задачей выступления являются победы или достижение наибольшей оценки для самого спортсмена. Так как соревнования несут за собой психически значимую роль, то необходимо уделять большое внимание психологической подготовке перед ними. Для выработки стрессоустойчивости в предстартовый/предсоревновательный период необходимо нарабатывать эмоциональную устойчивость в процессе тренировочных занятий. Главной задачей тренера является грамотно разъяснить предполагаемые условия соревнований, а также уровень подготовки соперников и сравнить их с возможностями самой гимнастки. С помощью этого спортсменка может оценивать собственные силы, преодолеть внутренний стресс и психологически настроиться на данные выступления [3].

Также необходимо учитывать, что для оптимального психического состояния важна итоговая оценка соревновательного выступления со стороны других специалистов, для дальнейшего анализа соревновательной деятельности. Тем самым поставленная задача перед выступлением на соревнованиях должна быть выполнимой для данной гимнастки [3].

В предсоревновательном периоде не только проявляются, но и формируются психика и личностные качества спортсменки. Так как предсоревновательная деятельность гимнасток может рассматриваться как управляемый сознанием процесс, главной целью которого является достижение победы над соперницами в особенных условиях соблюдения противоборства [2].

В зависимости от индивидуальных особенностей спортсменки, ее физических, психических качеств, этапов спортивного совершенствования, возможны разнообразнейшие подходы к решению оптимизации предстартового состояния и управления им.

В предстартовом процессе соревнований у гимнастки происходит перегрузка поступающей информации, это очень важная и трудная деятельность, которая заставляет спортсменку испытывать много стресса, поэтому в этот период особое внимание должно уделяться работе психолога с гимнасткой [9].

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что психологическая подготовка гимнасток является одним из важнейших критериев в предсоревновательном периоде, так как от нее зависит совершенное и надежное выполнение упражнения в соревновательных условиях.

  1. Алексеев А. В. Преодолей себя! Психологическая подготовка в спорте — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 352 с.
  2. Барабанов А. Г. Психологические резервы оптимизации спортивной деятельности / А. Г. Барабанов, А. П. Горячев, В. С. Никитин // Теория и практика физической культуры. — 2006. -№ 5.-С. 28–29.
  3. Веракса А. Я. Психологические особенности художественных гимнасток / А. Я. Верекса// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2011. -№ 4. — 147 с.
  4. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. М.: ФиС. 1986
  5. Горская Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. — Краснодар. — 2008. — 209 с.
  6. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. — Санкт- Петербург: Питер, 2010. — 352 с.
  7. Казакевич Н. В. Особенности начального этапа отбора в художественной гимнастике / Н. В. Казакевич, Е. В. Пышная // Материалы Международной конференции, посвященной 75-летию художественной гимнастики. — г.Санкт- Петербург, 2010 г.
  8. Ложечкина А. Д. К вопросу об условиях социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста // Северо-Кавказский федеральный университет: сборник научной конференции. — 2017. — С. 66–70.
  9. Родионов А. В. Психология физического воспитания и спорта: учебник для студентов ВПО / А. В. Родионов. — М.: 2010. — 256 с.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: