Новость: школьные фитнес-тесты мало влияют на отношение учащихся к физкультуре

Применение фитнес-технологий на уроках физической культуры для повышения положительной мотивации к уроку у студенток педагогического колледжа

В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности здоровья. Мы знаем, что сейчас здоровье российского населения, прежде всего молодёжи, ниже среднего. Государственный национальный проект «Здоровье» помогает решать эту проблему.

Специалисты в области физической культуры, в свою очередь, также активно работают в русле данной проблематики: разрабатывают новые здоровьесберегающие технологии, ищут пути повышения интереса к занятиям физическими упражнениями, формирования представлений о здоровом образе жизни у всех групп населения. Однако для эффективного их внедрения мешают следующие причины:

Низкая мотивация к здоровому образу жизни. В СМИ ещё недостаточно пропаганды здорового образа жизни. Бесплатных физкультурных кружков мало. Школьные секции не везде интересны.

Преобладание пассивного досуга. Интерес к движению пропал особенно заметно на примере школьников и учащейся молодёжи. На смену подвижным играм доминирующее место в досуге учащегося стали занимать виртуальные игры, которые и без того увеличивают гиподинамию, перегружают зрительную и нервную систему.

Низкий уровень физического развития и слабая физическая подготовленность. Студент на практике не способен реализовать требования государственного стандарта из-за плохой физической подготовки. Пропадает интерес к уроку физической культуры.

Повышенная занятость современного студента. В настоящее время студенту дневного отделения приходиться совмещать работу и учёбу, что предъявляет повышенные требования к здоровью молодого человека.

Возраст студентов средних специальных учебных заведений охватывает 15-19 лет. В данном возрасте происходит перестройка деятельности всех физиологических систем организма, особенно у девушек. Отмечается развитие в центральной нервной системе. Меняется психика, поведение, социально-бытовые ориентации девушек. Они остро переживают недостатки своей внешности, а у некоторых даже наблюдается дисморфофобия – чувство острого недовольства своей внешностью (Тимошенко Л.Н,1990). Девушки становятся более эмоциональными. Они ближе к сердцу принимают похвалу и порицание, их легче растрогать, заставить смеяться или плакать. Они более самолюбивы и обидчивы (Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. 1981).

Забота о своём физическом состоянии у девушек проявляется в поддержании «внешних» форм, гибкости, изяществе движений, походке и, реже, в развитии быстроты, силы или выносливости.

Указанное свидетельствует о том, что у большинства девушек, не сформированы физкультурно-оздоровительные интересы и естественная потребность в активной двигательной деятельности. По исследованиям Вавилова Ю.Н. (1990) более 80% старшеклассников страны выразило отрицательное отношение к урокам физкультуры. Это, в свою очередь, отрицательно отражается на физической подготовленности, здоровье студентов и интереса к уроку. Указанное подтверждают и результаты научных работ многих исследователей, изучавших проблему снижения интереса к уроку физической культуры: Водолажским Г.Г (1969), Войлоковым А.М. (1971), Сайкиной Е.Г. (2000) и др.

Таким образом, решение данной проблемы становится весьма актуальной и требует поиска, разработки и применения новых, более эффективных средств и методов физического воспитания.

По результатам многочисленных исследований Кадырбаевой Д.Р. (1992) главной причиной падения интереса учащиеся называют низкую плотность урока, чрезмерную нагрузку для девушек, отсутствие эмоциональности урока, плохую организацию урока.

В 2008 году нами было проведено анкетирование, в котором приняло участие 246 респондентов (студенты нового набора, вчерашние школьники). Была разработана анкета, включающая в себя вопросы, позволяющие выявить:

  • мотивы посещаемости уроков физкультуры;
  • возможные пути повышения интереса и удовлетворённости от урока физкультуры;
  • отношение к новым фитнес-технологиям;

На основании проведённого анализа результатов анкетирования студенток колледжа, и изучения данных научно-методической литературы, можно сделать вывод, что фитнес-технологии вызывают повышенный интерес, поэтому их применение на занятиях со студентами педагогического колледжа может стимулировать интерес к занятиям физической культуры.

Так, опрос, проведённый нами среди студенток педагогического колледжа, показал, что 42% респондентов хотят применения на уроках различных направлений фитнеса. 50% девушек выразили своё желание заниматься на уроке под музыку.

В ходе занятий под музыкальное сопровождение можно менять темп упражнений и повышать их интенсивность. Проделанная работа в килограммо-метрах значительно больше, когда выполнение упражнений сопровождается эмоциональной, положительно воздействующей музыкой.

Танцевально-ритмическая гимнастика, различные виды аэробики, стретчинг вне зависимости от их специфической направленности и решаемых главных и частных задач, находит отражение в той или иной направленности уроков физической культуры: легкоатлетической гимнастической, игровой и т.д., они способствуют разнообразию средств в проведении подготовительной и заключительной частей урока. Их элементы способствуют оживлению урока, придают ему новую эмоциональную окраску.

Так, на уроках легкоатлетической направленности фитнес-технологии включаются в подготовительную часть, выполняя упражнения под музыку.

Применение фитнес – технологий в подготовительной части урока любой направленности, прежде всего, должны отражать специфику данного вида упражнений и способствовать развитию определённых двигательных способностей занимающихся.

В подготовительной части уроков с легкоатлетической направленностью включаются упражнения аэробики, приближённые к технике бега, прыжков, метаний. Упражнениям для подвижности суставов способствуют джаз-аэробика, фанк и т.д.

На уроках гимнастики используется степ-аэробика, упражнения на гимнастических мячах, скип-аэробика, шейпинг.

На уроках с игровой направленностью в подготовительной части, в зависимости от задач урока применяется классическая аэробика с различными перемещениями приставными, скрестными шагами, с внезапными остановками, прыжками, упражнения степ-аэробики на гимнастической скамейке. Интересно проходят упражнения жонглирования мячом под музыку: это небольшие комплексы на 32 счёта.

На уроках лыжной подготовки, когда погодные условия не позволяют выходить на улицу, в зале проводятся упражнения силовой аэробики: с резиновыми бинтами под музыку, терра-аэробика, с набивными мячами, упражнения степ-аэробики на скамейках, скипп-аэробика, классическая аэробика, фолк-аэробика.

Читайте также:  Новость: занятия спортом во время беременности оберегают потомство от ожирения

Для решения задач основной части урока применяются специально разработанные комплексы упражнений из различных направлений фитнеса (силовые, танцевальные виды аэробики высокой интенсивности, стретчинг, классическая аэробика, степ-аэробика и др.), направленные на развитие выносливости, прыгучести, силы, гибкости и других двигательных способностей, необходимых для реализации задач, поставленных на уроке физической культуры любой направленности.

В заключительной части для снятия напряжённости, повышения эмоционального состояния применяются фитнес-технологии: стретчинг, йога-аэробика, детские ритмические танцы для профессиональной подготовки студенток..

Также фитнес-технологии активно используются в различных видах физкультурно-оздоровительной работы.

(См. Приложение 1 “Применение фитнес технологий в физкультурно-оздоровительной работе студенток педагогического колледжа”.)

Как показывает практика и данные проведённых опросов студенток колледжа, внедрение фитнес-технологий в урок по физической культуре вызывает положительную мотивацию к уроку, большой интерес и желание заниматься у большинства из них. По направленности уроков на первое место они ставят танцевальную аэробику и шейпинг. Растёт интерес к силовым упражнениям под музыку. Также из ответов студентов можно предположить, что включение в уроки фитнес-технологий смогло бы удовлетворить их потребность и в новизне, и в музыкальном сопровождении, тем самым повысив плотность самого урока, где основная часть могла бы проводиться по общепринятой программе.

Таким образом, можно придти к выводу, что фитнес-технологии могут содействовать изменению негативного отношения к урокам физической культуры, они являются действенным средством повышения интереса у студентов к занятиям физическими упражнениями, способствовать повышению уровня здоровья молодёжи.


Ри. 1. Мотивы посещения урока

Данный вопрос анкеты выясняет, что же мотивирует студенток к уроку физической культуры.

  • 51.2% респондентов ответили, что главное в жизни – это здоровье и для этого надо посещать урок физкультуры. Формированию хорошей фигуры отдали предпочтение 45.8%
  • 20.1% – работоспособность улучшается и позволяет лучше работать на последующих уроках
  • 8% приходят на урок, чтобы общаться.

Из ответов становится очевидным, что для студентов важным является, прежде всего, здоровье и визуальная сторона вопроса – хорошая фигура.


Рис. 2. Направленность урока физкультуры

Ответы на вопросы анкеты позволили выяснить мнение студенток об их интересах на уроках физкультуры:

  • 30% и 31% отдают предпочтение аэробике и спортивным играм.
  • 22% – гимнастике.
  • 17% нравятся комбинированные уроки.

Учитывая, что на уроках гимнастики тоже применяются упражнения фитнеса, можно сделать выводы, что девушки предпочитают этот раздел программы, т.к. он близок к нетрадиционным видам (аэробике, шейпингу, стретчингу).

Девушкам, по-прежнему, хочется быть гибкой, пластичной, иметь хорошую растяжку и красиво двигаться.

Также растёт интерес к силовым упражнениям, которые применяются на гимнастике и спортивных играх, т.е. уделяют большое внимание эстетической красоте (телосложению).


Рис.3. Средства, позволяющие сделать урок любимым

На вопрос анкеты «Как сделать урок любимым» выяснилось, чего в первую очередь не хватает на уроке для повышения интереса. Большинство респондентов ответили – музыки и фитнес направлений. Небольшой процент студентов хочет больше игр.

Из ответов студентов можно предположить, что включение в урок фитнес – технологий смогло бы удовлетворить их потребность в новизне, и в музыкальном сопровождении урока, тем самым, повысив плотность урока.

1. Из анкетирования студентов колледжа стало ясно, что для мотивации к уроку физической культуры необходимо включать фитнес-технологии и игры.

2. Опыт показывает, что применение фитнес-технологий, игр изменяет негативное отношение к уроку, повышает интерес, влияет на посещаемость уроков физической культуры, повышает плотность и нагрузку.

3. Выполняя задания под музыку, что выполняется на высоком эмоциональном состоянии, студенты не замечают, сколько килограммометров они проделали на уроке.

4. Занимаясь с интересом на уроках физической культуры, двигательная активность станет для студента потребностью, что в дальнейшем поможет вести ему здоровый образ жизни, с радостью участвовать в профессиональной деятельности.

1. Водолажский Г.Г. Исследование интереса учащихся 5-10 классов общеобразовательной школы к занятиям физическими упражнениями и педагогические условия их воспитания. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М. 1969 с.23

2. Войлоков А.М. Исследование отношения учащихся старших классов к урокам физической культуры и путей воспитания интереса к ним. Автореф. Дисс. Канд. Пед. наук. Л. 1971 с. 23

3. Журавин М.Л. Сайкина Е.Г. Музыкальное сопровождение, как средство повышения качества и результативности занимающихся по физической культуре и спорту. Сборник научно-методических работ. С-Пб РГПУ им.А.И.Герцена. 20003. 356 с.

4. Казакевич Н.В, Сайкина Е.Г, Фирилёва Ж.Е. Ритмическая гимнастика. Методическое пособие. С-ПБ 2001

5. Калырбаева Д.Г. Писанникова Е.П. На всероссийской конференции. Физическая культура в школе. М. 2004, №3, с.2

6. Колесов Д.В. Хрипкова А.Г. Девочка-подросток-девушка. М. «Просвещение». 1981г.

7. Сайкина Е.Г. Фирилёва Ж.Е. Ритмическая гимнастика. Методическое пособие. С-Пб 2001

8. Сайкина Е.Г Фирилёва Ж.Е Музыкальное обеспечение уроков физкультуры в школе. Повышение мотивации учащихся к занятиям физической культуой и спортом. Сборник научно-методических работ. Технологии образования в области физической культуры. С-Пб. 2003

9. «Тимощенко Л.И. Воспитание старшеклассниц. М. «Просвещение».1990

10. Фитнесс: становление, тенденции и перспективы развития в России. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвящённой 210-летию РГПУ им.А.И.Герцена, 60-летию факультета физической культуры. С-ПБ 2006

Читайте также:  Новость: 5-минутные дыхательные тренировки улучшают АД и память

Как на урок, так за живот: почему школьники не любят физкультуру?

Заголовок материала в печатной версии газеты: Нелюбимая «физра».

Физкультура. Раньше и представить было трудно, что один из самых любимых школьных уроков можно прогулять! Сейчас всё совсем по-другому. Практически в любом классе есть те, кто отсиживается на скамейке.

То форму спортивную забыл, то справка об освобождении у подростка имеется. Разберемся, как и почему пропал интерес школьников к физкультуре, которая вошла в разряд необязательных уроков…

Лично для меня физкультура никогда не была в тягость. Хотя я и не был спортивным ребёнком, этот предмет не прогуливал, как, впрочем, и мои одноклассники. У нас там скучно не было. Что так кардинально поменялось спустя 16 лет (школу я окончил в 2005-м)? Чтобы это выяснить, снова отправился в школьный спортзал, и там в тренерской у меня завязался весьма откровенный разговор с физруками… Правда, говорить со мной педагоги согласились на анонимной основе.

Создать «обёртку»

«Крайне важна сама инфраструктура – хорошие мячи, уютные спортивные залы, та же душевая. Обёртка, одним словом. Ведь если ребёнок придёт в хороший спортзал, то ему и самому захочется скорее пойти и позаниматься», – начал разговор один из учителей. Беседа обещала быть обстоятельной. Педагогам явно хотелось высказаться.

Окидываю взглядом зал. Условия с той поры, когда я сам был школьником, изменились не сильно, а вот требования учеников, по словам физруков, стали выше. Чтобы хоть как-то им соответствовать, учителям нередко приходится чуть ли не за свой счёт покупать недостающий инвентарь.

В Нижнекамском районе учителями физкультуры укомплектованы все школы. 13 человек работают по совместительству, одна вакансия свободна. Ставка – 14 236 рублей, заработная плата формируется от количества часов, категории и стажа работы (в среднем 25-30 тыс. рублей)

Централизованного финансирования сейчас нет. Каждая школа выкручивается как может. Это же касается и внутришкольных соревнований. Наградной материал школы организуют за свой счёт. Мои собеседники признались, что зачастую даже грамоты на свои кровные печатают. Отчасти это мне подтвердили и в управлении образования:

Портрет «уклониста»

Чем старше класс, тем больше «уклонистов». Как бы то ни было, без оценки школьник остаться не может. И чтобы решить этот вопрос, предмет из практической плоскости учителя переводят теоретическую.

Программы по лечебной физкультуре есть, но в сетке расписания они не стоят и не оплачиваются. Так и получается, что уроки, нацеленные на повышение активности школьников, переходят в «эпистолярный» жанр. Кого больше среди юных «акул пера», я поинтересовался у медиков.

Эльмира Хафизова, заведующая поликлиникой №2:

Зато на вопрос о том, сколько школьников не посещают уроки, в управлении образования мне ответили: «Все учащиеся посещают уроки физической культуры». Выходит, чтобы получить оценку, достаточно просто присутствовать на уроке. Но тогда какой смысл вообще в предмете остаётся?

Застряли в прошлом

Программа уроков физкультуры не меняется десятилетиями. Физкультурники согласились, что новые виды занятий могли бы привлечь молодёжь. Но, опять-таки, для этого необходимо совершенствовать условия, в которых детям предстоит заниматься.

«Мне сказали за неделю собрать школьную команду по регби. Но мы правил не знаем, формы у нас нет, спорт травмоопасный. Хотели ввести бадминтон – так у нас и ракеток нет. Говорили о гольфе – только где в него играть? Много чего хотят ввести на бумаге, а по факту даже скакалок не хватает. Есть школы, в которых только один волейбольный мяч. Как учить детей в такой ситуации?» – рассказали учителя.

Последние годы снова активно внедряется комплекс ГТО. Но принимать нормы учителя не могут – «корочек» соответствующих нет, а отчёты требуют. Работать приходится по старинке.

Отношение к урокам физкультуры могли бы изменить новые информационные технологии: к примеру, интерактивное табло вместо доски, гаджеты, электронные табло. Но рассчитывать на их скорое появление в школах не приходится.

Лень-матушка?

Нежелание ходить на физкультуру педагоги связывают еще и с банальной ленью. Однако признаются, что ситуация во многом зависит и от окружения. Если в классе большинство ребят активны, то и оставшиеся к ним подтягиваются – и наоборот. Да и сами физруки стараются подходить к каждому ученику индивидуально. Психологи, в свою очередь, проблему видят в другом.

Елена Калимуллина, врач-психотерапевт филиала ГАУЗ «Республиканская клиническая психиатрическая больница им. акад. В.М. Бехтерева» «Нижнекамский психоневрологический диспансер»:

Астенический синдром – патологическое состояние, проявляющееся усталостью, наступающей после обычной нагрузки. Характеризуется повышенной утомляемостью, раздражительностью, нарушениями сна, вегетативными нарушениями. Развивается при хроническом переутомлении.

А что не так?

Материал был бы неполным, если бы я не выслушал мнение другой стороны – самих школьников. Об уроках физкультуры подрастающее поколение говорит, мягко говоря, без огонька.

Диана, ученица 9 класса:

– У детей разная физическая подготовка, а нормативы одни и те же, и они никак не варьируются. Буллинг (прим. ред. – травля) – не редкость, если ты не можешь их выполнить. Причём как со стороны сверстников, так и со стороны учителей.

Читайте также:  Новость: зеленый чай может снижать риск появления ожирения

Динара, ученица 10 класса:

– В школах нет душевых, и от этого после уроков физкультуры некомфортно. Во многих школах очень плохие раздевалки, и это тоже сильно влияет на желание ходить на физру.

Регина, ученица 9 класса:

– Раньше у нас в классе много человек прогуливали, сейчас таких мало. Поменялся физрук. Он помешан на спорте. От этого уроки только выигрывают. Чаще не ходят на занятия в бассейне. Как мне кажется, это из-за стеснения.

Альбина, ученица 10 класса:

– Я сама занимаюсь спортом, поэтому не считаю нужным ходить ещё и на физкультуру. Плюс ко всему там просто скучно, неинтересно.

Руслан, ученик 9 класса:

– Многие из моих одноклассников считают уроки физкультуры потерей времени. Кому-то она действительно нужна, а кто-то считает, что эти 45 минут можно потратить на что-то более важное.

В управлении образования, в свою очередь, мне ответили, что работа по популяризации этого предмета школьной программы ведётся активно:

Только вот, судя по всему, этим нынешнюю молодёжь уже не заинтересовать – тут перестраиваться надо под современные реалии.

P. S.: Нормативы, материальная база, программа уроков, которая не обновляется десятилетиями… Пока эти вопросы не решатся, физкультура так и останется уроком, относиться к которому будут как к факультативу. И решать их, как мне видится, надо на самом верху.

«В школьных нормативах по физкультуре нет ничего нереального»

17 октября 2016 15:50

Физкультура – урок, который, пожалуй, вызывает больше детских слез, чем даже математика или физика. У кого-то не хватает сил подтянуться, кто-то не может пробежать или отжаться… Обиднее всего получать за такое физическое бессилие унизительные 1 или 2 балла. Об этом спустя только месяц учебы написала мама пятиклассницы Катя Арсова – ее письмо было опубликовано на нашем сайте kp.by:

«Девятка по литературе, кол по физкультуре! В сумме десятка, так что я – мать отличницы.

Но шутка не прокатила. Потому что кол – это не оценка, это – унижение. Что нужно было сделать в моем пятом классе, чтобы отхватить кол по физкультуре? Сломать козла, вспороть гимнастические маты, поджечь бикфордов шнур каната, уходящий в потолок?

Все тривиально. Бег. Нормативы. Надо семь, а получилось пять. Предательский бег тела, которое нелепо выросло за лето и не хочет слушаться. Оно клево плавает, ловко гоняет на самокате, танцует. А бегать почему-то не может. Вспомните этот дикий ранний подростковый возраст, когда с твоим телом все время что-то происходит.

Кому нужны оценки по физкультуре? Может, пора их отменить? Пусть фитоняши забросают меня своими гантельками, но я искренне считаю, что в таком виде, как она есть сейчас, физкультура в школах – это зло. Потому что это не про спорт, не про здоровый образ жизни, не про силу тела и духа. Это про «кто сильнее, тот и прав», а все сильнее всех не могут быть по определению. Я в данной ситуации, конечно, рассуждаю с позиции матери. Но мне кажется, что учитель сначала должен научить. А потом требовать. Что вырастет из этих оценок? Непереносимость спортивных залов и благополучное отчисление из ВУЗа за пропуски физры?

И еще. Она же бежала! Не сказала – не буду, не могу, не хочу. Неслась как ветер, не ради оценки, а потому что такой урок, где надо бежать, быть быстрой, сильной, как все ребята. Но не получилось. И что, учительница сказала: «Ничего, в следующий раз получится»? Нет. Она влепила кол. И все заржали. »

Можно ли отменить оценки по физкультуре, как рассчитываются нормативы и что делать, если ребенок не может их выполнить – в этих вопросах мы разбирались со специалистами Республиканского центра физического воспитания и спорта учащихся и студентов, которые участвуют в разработке концепции преподавания физкультуры, нормативов и методик.

ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ БЕГАТЬ, УЧИТЕЛЬ ПРЕДЛОЖИТ ЕМУ ХОДЬБУ

– К сожалению, у многих родителей и детей сформировано отношение к физкультуре как к необязательному второстепенному предмету. На самом деле, именно на этом уроке дети могут снять физическое и умственное напряжение, стресс. Во время физических занятий кровь приливает к мозгу и работоспособность школьника увеличивается на других уроках, – считает Ирина Щелкун, начальник отдела по физическому воспитанию в учреждениях дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

– На мой взгляд, сегодня никто не возражает против уроков физкультуры. Но, может быть, сделать их безотметочными, как уроки пения и рисования?

– Отметка должна стимулировать ребенка. Если я хочу получить выше балл – я буду прилагать усилия. А если убрать отметку, никто не будет стараться ни пробежать быстрее, ни прыгнуть дальше: а зачем? Во время мониторингов, которые мы проводим регулярно, видно, что дети находят множество причин, чтобы вообще ничего не делать на этом уроке. У нас сегодня два урока физкультуры в неделю обязательные, а третий – час здоровья, на нем отметки не ставятся. И посещения этого урока – никакие. Но, кстати, в начальной школе по физкультуре отметок нет.

Читайте также:  Новость: положение тела во время приема пищи влияет на ее вкусовое восприятие

Увы, тенденция в Беларуси такова, что детей с основной группой здоровья (здоровые дети, у которых нет противопоказаний для занятий спортом. – Ред.) становится все меньше (см. СПРАВКА «КП»).

– Но может, тогда стоит отказаться от сдачи нормативов? Ведь у всех детей разные физические данные и возможности.

– Нормативы – это определение уровня физической подготовленности ребенка. В школьных нормативах нет ничего нереального. Они совершенно лояльны (см. БУДЬ В КУРСЕ!). И по сравнению с теми, которые сдавали родители или бабушки-дедушки нынешних школьников, они намного легче. К тому же, оценки по нормативам с 5 по 8 класс не учитываются при выставлении четвертных отметок. Их сдача в первой и четвертой четверти – это скорее ориентир для учителя: в какой физической форме ученик был в начале года и в конце.

Если ребенок получил 1 балл, значит, он чего-то не знает или не умеет. И касается это любого школьного предмета. По математике тоже не все дети могут учиться на 10 баллов. Что нужно делать? Садиться и учить. А по физкультуре – заниматься.

– И можно научиться бегать или хорошо тянуться? А если не дано?

– Если постоянно тренировать определенные качества, они не могут не развиться. Если у девочки основная группа здоровья, значит, в 11 лет она должна пробежать 30 метров на 9 баллов за 5,7 секунды. Это абсолютно адекватный показатель для ребенка такого возраста. И его можно достичь, если тренироваться.

– Любой ребенок может выполнить любой норматив на 10 баллов?

– Может, если не на 10 баллов, то на 8 точно. Если каждый день ты чуть-чуть занимаешься, сдвигов не может не быть. Можно выходить каждый день на школьный стадион и бегать, можно дома выполнять упражнения на растяжку и гибкость. Ведь если есть проблемы в той же математике, ученику приходится заниматься самостоятельно дополнительно. Так и с физкультурой.

– Но если все же никак?

– С прошлого года в программе появился так называемый вариативный компонент. Если ребенок не справляется с одним нормативом, он может выполнить другой. Например, вместо бега на длинную дистанцию есть ходьба.

Или вместо челночного бега прыжки через короткую скакалку за 1 минуту. Но ни один учитель не должен заставлять ученика сразу выполнять норматив. Он сначала обучает, помогает подготовиться.

– Кто решает, какой норматив выполнять?

– Учитель сам видит, что ученик не может выполнить один норматив, и предлагает другой.

– Могут ли родители или сам ученик обратиться к учителю?

– Конечно, всегда нужно достигать компромисса.

СПРАВКА «КП»

В Беларуси к основной группе здоровья относятся 76,88% всех школьников. Самая здоровая по этому показателю область – Гродненская (84,3%). Меньше всего здоровых детей в Минске – 65%. Немногим меньше процента – 0,87% – школьников вообще освобождены от занятий физкультурой.

БУДЬ В КУРСЕ!

Нормативы по физкультуре (на примере 5-х классов)

Мальчики на 10 баллов должны:

– пробежать 30 метров быстрее, чем за 5 секунд;

– прыгнуть в длину с места дальше, чем на 195 сантиметров;

– подтянуться на перекладине больше 7 раз.

Девочки на 10 баллов должны:

– Пробежать 30 метров быстрее, чем за 5.1 секунды;

– Прыгнуть в длину с места дальше, чем на 185 сантиметров;

– Наклониться вперед из положения стоя больше 15 раз.

ЧТО ДУМАЮТ ЧИТАТЕЛИ KP.BY

Виктория:

Я была девочкой, которая не умела бегать, метала на 14 метров (при нормативе 28) и теряла лыжи во время зимнего кросса. При этом я легко училась, играла на гитаре, друзей было полно. Но физкультуру ненавидела всей душой. И я против оценок. Хорошая реакция, координация, выносливость – это такие же физические данные, как цвет глаз или волос. Так давайте ставить колы всем, у кого зеленые глаза. А вообще, уроки физкультуры должны прививать привычку к спорту, учить девочек, как подкачать пресс, а мальчиков – бицепс. А все эти кроссы на время и прыжки через козла – это все пережитки СССР.

она легко училась:

Не у всех есть математические или музыкальные данные, кто-то не способен к иностранным языкам, тогда к чему и там оценки? В любом классе есть те, кто учится легко, есть те, кто ничего не знает или до кого с трудом доходит, не потому, что ленив, а потому, что способности (память, логика и пр.) хуже, чем у других.

Mylene:

если не будет дурацких нормативов по физре, а просто подвижные и интересные занятия для детей, то и посещать такие уроки дети будут с удовольствием и пользой для здоровья!

Есть вопросы о школе? Присылайте по адресу: 220005, Минск, а/я 192 или по электронной почте: shkola@phkp.by с пометкой «Педсовет».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Отступил в задании пять клеточек вместо трех? Никто не имеет права наказывать ни учителя, ни ученика!»

Читайте также:  Новость: Ношение в детстве одежды с изображением фаст-фуда может сформировать нездоровое пищевое поведение

Учебный год только стартовал, а у родителей, учителей и школьников уже накопилось уйма вопросов (читать далее)

Можно ли отказаться от школьных завтраков: «Пускай родители дают с собой в контейнере домашнюю еду»

Горошек, драники, сосиски, кусок огурца… Это действительно невкусно или школьники капризничают? (читать далее)

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Владелец сайта www.kp.by – Закрытое акционерное общество “БелКП-ПРЕСС”; (юридическое лицо, на которое возложены функции редакции газеты «Комсомольская правда» в Белоруссии»). УНП 100742707

Комментарии читателей сайта размещаются после предварительной модерации. Редакция оставляет за собой право не размещать комментарий или отредактировать его, если в нем содержится информация, размещение которой запрещено либо ограничено согласно законодательству либо если указанный комментарий нарушает права и (или) законные интересы третьих лиц.

«Жирные» гены – и что с ними делать

«Жирные» гены – и что с ними делать

В 2011 году Всемирная организация здравоохранения официально объявила о так называемой эпидемии ожирения, которая распространилась по всему миру. За последние тридцать лет количество людей, страдающих от избыточного веса, увеличилось в два раза.

Согласно прогнозам экспертов, к 2015 году среди населения планеты будет насчитываться около 2,3 миллиарда людей с ожирением.

Лидирующую позицию по доле населения с избыточным весом занимают США (30,6 процентов). Следом идут европейские страны: Великобритания (23 процента), Греция (21,9 процента) и Финляндия (12,8 процента). Для России этот показатель, по последним данным, равен 15 процентам.

Чрезмерное увеличение массы тела за счет отложения жировой ткани сопровождается увеличением случаев общей заболеваемости и смертности населения. Дело в том, что избыточные жировые накопления организма способствуют развитию метаболического синдрома – предвестника атеросклероза, сердечно-сосудистых заболеваний и диабета второго типа.

Эти статистические данные естественным образом повлекли за собой научные исследования причин ожирения. Не последнее место в этих изысканиях занимает генетика.

Причины, не зависящие от нас

Открытый в конце прошлого года ген FTO четко ассоциирован с количеством жировой массы, а определенные варианты этого гена – с ожирением. У человека ген FTO локализован на 16-й хромосоме.

Он кодирует фермент альфа-кетоглутарат-зависимую диоксигеназу, которая лишает метильных групп молекулу РНК, участвующую в считывании генетической информации. Это все, что известно о функции гена на сегодняшний день.

Сами по себе метильные группы, как стало известно в последние годы, присоединяясь к генетическим молекулам ДНК и РНК, или, напротив, “отпадая” от них, влияют на работу генов. Поведение метильных групп может определяться внешними условиями, а потому их, в отличие от генетических факторов, называют эпигенетическими.

Однако ген FTO – не единственный предсказатель возможностей организма накапливать избыточную жировую массу.

Ученые Мичиганского университета (University of Michigan) и Национальных институтов здравоохранения США (NIH) опубликовали в июльском номере Journal of Clinical Investigation результаты своего последнего исследования. В ходе него было установлено, что накоплению большего количества жира и меньшей скорости его переработки способствует белок Sfrp5, который стимулирует увеличение размеров жировых клеток.

Исследователи вывели мышей, клетки которых не могли вырабатывать Sfrp5, и посадили их на диету с повышенным содержанием жиров. Адипоциты (клетки, из которых состоит жировая ткань) этих грызунов не были способны накапливать большое количество жира и увеличиваться в размерах, вследствие чего мыши не толстели.

Более того, в отсутствие белка Sfrp5 жир перерабатывается с большей скоростью, чем в его присутствии в нормальных клетках.

Еще раньше, в середине 1990-х, был открыт гормон лептин, который регулирует энергетический обмен и, в частности, подавляет аппетит. Известно, что врожденная недостаточность лептина у грызунов и человека приводит к развитию тяжелой формы ожирения.

Можно не сомневаться в том, что количество выявляемых генетических и биохимических факторов регуляции жирового обмена будет только увеличиваться, побуждая ученых к созданию новых средств избавления от опасного избыточного веса.

Давайте определимся, как воспринимать подобную информацию.

Активная жизненная позиция

По мнению исследователей, генетические факторы ожирения связаны с особенностями пищевого поведения. Иными словами, не только гены, но также привычки и пищевые предпочтения передаются из поколения в поколение.
В частности, гены, ответственные за накопление лишних жировых запасов, провоцируют потребление большего количества сладких и жирных продуктов. Но тогда напрашивается вывод о том, что врожденная склонность к ожирению или избыточному весу – не приговор.

Дело в том, что развитие ожирения происходит в результате дисбаланса между поглощением и затратами энергии в организме. Следовательно, количество потребляемых калорий должно быть сопоставимо с количеством потраченных.

Так, сладкое и жирное могут себе позволить люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом. А врожденную предрасположенность к избыточным жировым накоплениям можно победить, если внимательно следить за питанием и уровнем физической нагрузки.

В подтверждение этого предлагаю провести простой умозрительный эксперимент из области популяционной генетики.

Если распространенность мутации по гену FTO, связанному с ожирением, в европейской популяции составляет от 55 до 61 процентов (факт, установленный исследованиями), то есть немалая вероятность, что этот же «жирный» ген встречается у половины, например, балерин.

Можно ли себе представить активно репетирующую и выступающую балерину, которая придерживается строгих ограничений в рационе, но страдает от избыточного веса?

Читайте также:  Новость: употребление кофе может помочь в борьбе с ожирением и диабетом

6 упражнений, способных обуздать «гены ожирения»

В недавнем исследовании ученые рассматривали 18 различных видов упражнений и их влияние на людей с высоким генетическим риском развития ожирения. В результате исследований были выделены шесть упражнений, которые могут “противостоять” генетическому влиянию по пяти показателям ожирения.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 13% взрослых во всем мире страдают ожирением. В Соединенных Штатах ситуация еще более тревожная: почти 40% взрослого населения живут с ожирением.

Хотя ожирение является результатом сложного взаимодействия между образом жизни и генами, генетическая предрасположенность действительно играет центральную роль. Исследователи только начинают понимать влияние, которое гены оказывают на избыточную массу тела.

Например, в исследовании, появившемся в 2019 году, сравнивалось более 14 000 участников с показателями низкого, нормального и высокого индекса массы тела (ИМТ), и был сделан вывод, что кости генетики «заряжены» против людей с ожирением.

Другое исследование показало, что мутации одного гена являются причиной примерно 30% случаев тяжелого ожирения у детей, а более старые оценки предполагают, что до 81% веса человека могут передаваться по наследству.

Хотя эти исследования имеют положительные последствия — такие как дестигматизация ожирения, — обратная сторона медали в том, что люди с ожирением могут чувствовать себя заведомо проигравшей стороной в битве с лишними килограммами.

В этом отношении новые исследования вселяют столь необходимую надежду. Ван-Ю Линь из Национального Тайваньского университета в Тайбэе недавно провели с командой исследование. Они анализировали типы физических упражнений, показывающие особую эффективность при компенсации генетической предрасположенности к ожирению.

Лин и его коллеги опубликовали свои выводы в журнале PLOS Genetics .

Исследователи изучили данные 18 424 взрослых в возрасте от 30 до 70 лет, которые участвовали в исследовании Тайваньского биобанка.

Лин и его коллеги изучили пять показателей ожирения: ИМТ, процентное содержание жира в организме, окружность талии, окружность бедер и соотношение талии и бедер. Команда также использовала данные из исследования Тайваньского биобанка, чтобы разработать шкалу генетического риска для каждого из пяти измерений ожирения.

Исследование Тайваньского биобанка включало отчеты участников о формах упражнений, которые они выполняли на регулярной основе. Исследователи изучили 18 таких видов тренировок.

Изучение взаимосвязи между оценкой генетического риска человека и режимом физических упражнений показало, что бег трусцой — лучшая тренировка для снижения веса при ожирении.

В частности, регулярный бег трусцой компенсирует генетический риск по трем показателям: ИМТ, процентное содержание жира в организме и окружность бедер.

Кроме того, “альпинизм, ходьба, спортивная ходьба, танцы и длительная практика йоги также ослабили генетическое влияние на ИМТ”, — сообщают авторы.

Напротив, другие популярные занятия, такие как езда на велосипеде, упражнения на растяжку, плавание, цигун и прочие не повлияли на генетическую предрасположенность к ожирению.

Результаты также показали, что силовые тренировки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, теннис, тай-чи и другие упражнения не показали эффекта в снижении предрасположенности человека к ожирению. Однако команда отмечает, что данные о некоторых из этих мероприятий были ограничены, поскольку они были менее популярны среди участников.

Лин и его коллеги заключают:

“Наши результаты показывают, что генетическое влияние на показатели ожирения можно уменьшить, выполняя различные виды упражнений. Наибольший эффект от регулярных физических нагрузок испытывают люди, которые более предрасположены к ожирению”.

“Our findings show that the genetic effects on obesity measures can be decreased to various extents by performing different kinds of exercise. The benefits of regular physical exercise are more impactful in subjects who are more predisposed to obesity.”

Новость: ученые открыли 6 упражнений, которые эффективно борются с генетическим ожирением

Для оценки соответствия массы человека и его роста и косвенной оценки, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной используется индекс массы тела (ИМТ).

Он рассчитывается по формуле:

  • m — масса тела в килограммах
  • h — рост в метрах,

В соответствии с рекомендациями ВОЗ разработана следующая интерпретация показателей ИМТ:

Индекс массы тела

Соответствие между массой человека и его ростом

Выраженный дефицит массы тела

Недостаточная (дефицит) масса тела

Избыточная масса тела (предожирение)

Очень резкое ожирение

Ожирение – это хронический недуг, который возникает в из-за чрезмерного количества жира, накопленного в организме. Обмен веществ нарушается, неизрасходованная энергия, поступающая в избытке вместе с продуктами, превращается в жировые отложения. Полнота негативно влияет на здоровье человека и может привести к развитию ряда заболеваний. Установлено, что ожирение сокращает продолжительность жизни в среднем на семь лет, а степень риска умереть от болезней сердца в возрасте 40–50 лет у людей с лишним весом выше в два раза по сравнению с людьми, имеющими нормальную массу тела. Смертность у больных ожирением женщин выше на 25–35 %, а у мужчин – на 35–42 %. Превышение веса на 40 % (от нормального) повышает риск возникновения опухолей у женщин на 55 %, у мужчин – на 33 %.

Причин развития ожирения много. Одна из них – переедание при малоподвижном образе жизни, ведущее к возникновению алиментарно-обменного ожирения. Скорость развития ожирения зависит от количества «избыточной» пищи и от степени нарушения регуляции жирового обмена. Даже небольшое, но регулярное переедание со временем может привести к ожирению. Так, лишние 100 ккал в день (дополнительные 50 г хлеба, или 25 г сахара, или 50 г сливочного мороженого, или 250 мл пива, или 12 г свиного сала) приводят к отложению 10 г жира, в месяц это составляет 300 г, а в год – более 3 кг, за 3–5 лет это дает 9-15 кг избыточного веса.

Читайте также:  Новость: интервальные тренировки увеличивают риск травм коленного и плечевого суставов

При ожирении интенсивность распада жира в жировой ткани снижается, и избыточное поступление пищи способствует дальнейшему накоплению жира. Избыточное потребление пищи особенно вредно и опасно после 40–45 лет, когда в организме происходят возрастные изменения, снижается деятельность желез внутренней секреции, уменьшаются интенсивность обмена веществ и энергозатраты.

Другой причиной развития ожирения, составляющей 20–30 % от всех его форм, могут быть эндокринные заболевания: недостаточность щитовидной железы, заболевания половых желез, повышение функции коры надпочечников и т. д. При таком ожирении избыточный жир преимущественно откладывается в области лица, шеи и туловища, конечности не изменяются или даже худеют.

Еще одной причиной накопления лишнего жира может быть врожденная тенденция к чрезмерной выработке инсулина при потреблении определенных продуктов. Дело в том, что инсулин не только регулирует уровень сахара в крови, но и является мощным стимулятором отложения жира «про запас».

Развитию ожирения способствует пища с легкоусвояемыми углеводами (глюкозой, фруктозой, сахарозой), нерегулярное питание, обильные приемы пищи, злоупотребление алкогольными напитками, а также малоподвижный образ жизни.

В борьбе с ожирением используются различные методы: лекарственные, физиотерапевтические, хирургические; биологически активные добавки, одежда для похудения (пояс, шорты). Но первостепенным все же остается регулирование питания. Существует множество специальных диет, которые имеют свои достоинства и недостатки. Некоторые специалисты рекомендуют голодание как действенный способ борьбы с ожирением.

Для лечения ожирения широко используются специальные низкокалорийные диеты (не больше 2000 ккал в день), основанные на следующих принципах:

  • Потребление малокалорийной, но значительной по объему пищи: сырые овощи и фрукты. Снижение калорийности рациона на 40 % от нормальной потребности.
  • Ограничение в рационе быстрорастворимых и быстро-всасывающихся углеводов, так как они в организме легко превращаются в жир. Запрет распространяется на конфеты, шоколад, кондитерские изделия, мороженое и т. д.
  • Растительные жиры должны составлять 50 % (это примерно по 30–35 г) от общего количества потребляемых жиров. Ограничить продукты, богатые холестерином (икра, внутренние органы животных).
  • Питание должно быть дробным – 5-6-разовым, причем основное потребление калорий должно приходиться на утро и день. Исключить из рациона продукты и блюда, возбуждающие аппетит (алкоголь, горчица, хрен, перец; острые, соленые, копченые и пряные блюда и закуски и т. п.).
  • Ограничение потребления соли (до 5 г) и жидкости (до 1–1,5 л) в сутки. Это заставляет организм расщеплять жир и превращать его в воду.
  • Введение разгрузочных дней (яблочных, арбузных, молочных, кефирных, огуречных и других).
  • Не принимать большое количество пищи после 18 часов (можно съесть легкий салат с цельнозерновым хлебом, выпить натуральный сок с мякотью, на ночь выпить стакан теплого молока или обезжиренного кефира).
  • Периодически (при отсутствии противопоказаний) применять лечебное голодание (1–3 раза в месяц).

При ожирении весьма важны витамины. Они необходимы для улучшения обмена веществ. Если витамины не поступают в достаточном количестве в организм, то можно по рекомендации врача начать принимать специальные витаминные добавки. Людям с ожирением необходимы витамины группы B, витамин C, E, A, K. Некоторые поливитаминные комплексы содержат омега-3 жирные кислоты, которые помогают снизить вес и нормализуют уровень сахара в крови.

Если вы страдаете ожирением, физическая активность жизненно необходима, потому что она поможет вам сохранить и увеличить мышечную массу, теряя при этом жировые запасы. И поскольку мышечная ткань требует более высокого уровня метаболизма и быстрее сжигает калории, если вы при этом едите здоровую пищу в соответствии с продуманным планом питания, упражнения ускоряют процесс похудения.

Физические упражнения нормализуют кровяное давление и могут помочь предотвратить диабет второго типа.

Активный образ жизни также помогает улучшить эмоциональное состояние, уменьшить аппетит, решить проблемы со сном, повысить гибкость и снизить уровень холестерина в крови.

Прогулка — отличный вариант для людей с ожирением. Пешая прогулка должна начинаться с небольших нагрузок, скажем, с 30 минут в день несколько раз в неделю и постепенно увеличиваться до более длительных ежедневных походов.

Проконсультируйтесь с врачом перед тем, как следовать любой программе упражнений.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173

Тел.: +7 (38822) 6-43-84

Эл. почта:

Наш аккаунт в instagram: @rospotrebnadzor04

Генетическое ожирение: причины и диагностика

” data-image-caption=”” data-medium-file=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/12/geneticheskoe-ozhirenie.jpg” data-large-file=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/12/geneticheskoe-ozhirenie-900×600.jpg” title=”Генетическое ожирение: причины и диагностика”>

Читайте также:  Новость: ощущение социально-экономического неравенства увеличивает потребность в еде

Алена Герасимова (Dalles) Разработчик сайта, редактор

  • Запись опубликована: 15.12.2019
  • Время чтения: 1 mins read

Многие полные люди завидуют тем, кто утверждает, что может есть все, что захочет, и при этом не поправляется. Правда ли, что люди с хорошей генетикой способны поддерживать оптимальный вес даже без упражнений и диеты? Что такое генетическое ожирение? Как бороться с лишним весом при плохой генетике?

Что такое ожирение

Ожирение — народная болезнь нашего времени, подразумевающая набор лишнего веса и связанное с этим визуальное и физическое изменение строения тела.

Ожирение имеет для больного двойственное значение:

  • С одной стороны, физический аспект ожирения влияет на качество жизни, от психологической самооценки личности до социальных реакций в обществе.
  • С другой стороны, ожирение является серьезным фактором риска для других заболеваний, таких как диабет 2 типа, гипертония, апноэ и бесплодие.

В настоящее время известно, что жировая ткань не только действует как орган накопления энергии, но и как эндокринный орган с эндокринной функцией, продуцируя различные биологически активные вещества, называемые адипоцитокинами, адипокинами. Изменение выработки адипокина при ожирении увеличивает риск развития диабета 2 типа, связанного с ожирением, и сердечно-сосудистых заболеваний. Поэтому крайне важно знать, что может привести к набору лишнего веса.

С риском ожирения бесспорно связаны экологические факторы, такие как поведение (переедание, отсутствие физической активности) и социально-экономический статус. Кроме того, набор лишнего веса может быть связан с различными генетическими причинами и последствиями, которые способствуют патогенезу ожирения.

Почему генетические патологии приводят к лишнему весу: механизм развития генетического ожирения

Последние исследования, проведенные во Франции, показали, что генетические патологии нарушают строение белков, участвующих в процессах регуляции аппетита и сбивают обмен веществ.

Аппетит регулируется головным мозгом , в котором находятся два важных центра – голода и насыщения. Они устроены по принципу торможения друг друга.

” data-medium-file=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/12/pishhevaja-zavisimost-900×506.jpg” data-large-file=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/12/pishhevaja-zavisimost.jpg” loading=”lazy” src=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/12/pishhevaja-zavisimost-900×506.jpg” alt=”Пищевая зависимость” width=”900″ height=”506″ srcset=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/12/pishhevaja-zavisimost.jpg 900w, https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/12/pishhevaja-zavisimost-768×432.jpg 768w” sizes=”(max-width: 900px) 100vw, 900px” title=”Генетическое ожирение: причины и диагностика”> Пищевая зависимость

После употребления пищи объем желудка увеличивается и в мозг поступает сигнал о насыщении. При прохождении желудочного содержимого в кишечник происходят изменения в составе крови, которые также отслеживаются головным мозгом. В результате клетками жировой ткани адипоцитами вырабатывается белковый гормон лептин, который называют гормоном сытости. Центр насыщения получает команду, что больше есть не нужно.

В этом процессе участвует огромное количество белков, ферментов и гормонов, среди которых – вещества называемые мелонокортинами. Они вырабатываются отделом головного мозга – гипоталамусом и связываются с особыми белками – рецепторами мелонокортинов MC4R. В результате чувство голода подавляется.

Гипоталамус вырабатывает и другие вещества, называемые агути-подобными белками (АПБ), задача которых – усиливать аппетит. Они тоже могут связываться с рецепторами MC4R, но результат будет другим. При стойкой связи MC4R И АПБ развивается обжорство. Этот процесс гасится гормоном сытости лептином, который снижает выработку агути-подобных белков и способствует выработке α- меланоцит- стимулирующего гормона, гасящего аппетит.

Однако при генетических аномалиях этот процесс нарушен. «Дефектные» рецепторы, пораженные генетическими нарушениями не связываются с мелонокортинами, а соединяются с агути-подобными белками. Больной постоянно чувствует себя голодным. Такая аномалия часто бывает наследственной.

В этом процессе также участвуют ещё и ген, который кодирует дополнительный белок MC4R, также влияющий на обменные процессы.

Поэтому существует несколько вариантов генных нарушений, ведущих к полноте. Ожирение на основе генетического фона подразделяется на три группы: моногенное, синдромное и полигенное ожирение.

Моногенное ожирение

При моногенном ожирении, как следует из его названия, причиной заболевания является дефект одного гена. Эта форма ожирения очень редка. Он наследуется по менделевским правилам и характеризуется ожирением, которое обычно начинается в раннем детстве и часто бывает экстремальным (Farooqi – O’Rahilly, 2006).

  • Мутация гена лептина (LEP) и гена рецептора лептина (LEPR) . Гормон лептин играет ключевую роль в борьбе с голодом и сытостью. Дети с дефицитом лептина или рецептора лептина рождаются с нормальной массой тела, но в течение первых нескольких месяцев растут очень быстро, в итоге приобретая ожирение. Они постоянно хотят есть и быстро развивают диабет 2 типа в зрелом возрасте. Щитовидная железа у таких пациентов не функционирует должным образом, и период полового созревания заторможен. Но проблема в этом случае решаема. При своевременном терапевтическом введении лептина происходит успешная потеря веса.
  • Мутация гена проопиомеланокортина (POMC). Дефект в гене вызывает раннее ожирение, болезнь Аддисона и красную пигментацию волос (Ichihara – Yamada, 2008). Ген проопиомеланокортина кодирует полипептид – предшественник различных белков, гормонов. Примеры включают меланоцитстимулирующие гормоны (MSH), эндорфин бета и адренокортикотрофический гормон (ACTH). Среди них особую роль в выработке меланина и контроле аппетита играет MSH, поэтому генный дефект вызывает проблемы с ожирением и пигментацией.
  • Мутация гена рецептора меланокортина 4 (MC4R). MC4R является наиболее распространенной известной причиной моногенного ожирения, на его долю приходится примерно 2-3% детского ожирения. MC4R отвечает за связывание альфа-MSH, что делает его ключевой молекулой для контроля аппетита и веса. Мутация также вызывает ожирение в гетерозиготной форме, что объясняет его частоту.
Читайте также:  Новость: физические упражнения улучшают когнитивные функции мозга у людей с ожирением

Моногенное ожирение

” data-medium-file=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/12/monogennoe-ozhirenie-875×600.jpg” data-large-file=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/12/monogennoe-ozhirenie-875×600.jpg” loading=”lazy” src=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/12/monogennoe-ozhirenie-875×600.jpg” alt=”Моногенное ожирение” width=”875″ height=”600″ srcset=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/12/monogennoe-ozhirenie-875×600.jpg 875w, https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/12/monogennoe-ozhirenie-768×527.jpg 768w, https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/12/monogennoe-ozhirenie.jpg 900w” sizes=”(max-width: 875px) 100vw, 875px” title=”Генетическое ожирение: причины и диагностика”> Моногенное ожирение

Синдром ожирения

Синдром ожирения – это состояние, при котором ожирение возникает в сочетании с другими четко определенными клиническими фенотипами, такими как умственная отсталость или органо-специфические пороки развития.

Сегодня мы знаем о двадцати пяти типах ожирения. Эти синдромы могут быть результатом неродственных генетических дефектов или хромосомных аномалий, они могут быть аутосомными, то есть дефектный ген расположен на физической хромосоме или связан с половой хромосомой, Х-хромосомой.

Одно из таких заболеваний — синдром Прадера-Вилли. Синдром характеризуется ранним ожирением, снижением мышечного тонуса у новорожденных, перееданием и легкой умственной отсталостью. Есть также типичные поражения органов, такие как низкий рост, маленькие руки и ноги, миндалевидные глаза и узкий череп.

Заболевание связано с отсутствием области 15q11.2-q12 в отцовской хромосоме, и если тот же участок материнской хромосомы окажется дефектным, диагностируется аналогичное заболевание — синдром Ангельмана. Когда-то эту патологию называли синдромом счастливого ребенка, потому что один из его симптомов — постоянная улыбка. Люди с синдромом Ангельмана имеют задержки развития, в основном нарушения речи и движения, часто имеют расстройства ЭЭГ, эпилепсию и склонны к ожирению.

Также относится к группе синдромов ожирения синдром Барде-Бидля (BBS). BBS характеризуется ранним ожирением, прогрессирующим нарушением зрения, нарушениями развития рук и ног, трудностями в обучении и дислексией. Заболевание имеет аутосомно-рецессивное наследование. То есть дефектный ген находится на хромосоме и не функционирует, если ген, ответственный за заболевание, не присутствует на обоих хромосомах в паре. Поражение связано с мутациями в разных хромосомных областях.

Полигенное ожирение

Хотя генные варианты, вызывающие моногенное ожирение или синдром ожирения, имеют серьезные последствия, на уровне популяции они невелики. Гораздо чаще встречается полигенное ожирение. Также играет определенную роль взаимодействие между различными генетическими факторами и окружающей средой, предрасполагающей к ожирению.

Многие гены способствуют появлению этой формы ожирения, но мы придаем конкретным вариантам идентифицированных генов небольшое значение. Исследования полигенного ожирения основаны на изучении однонуклеотидных полиморфизмов (SNP) и базовых повторов (polyCAs или микросателлитов), которые известны как полинуклеотиды.

Ген, который соответствует определенным критериям, например, влияет на легко поддающийся измерению признак (вес тела) или демонстрирует фенотипическое различие вследствие генетической модификации, называется геном-кандидатом. В целом, варианты генов-кандидатов получают из моделей in vitro или из исследований на животных, а затем определяются с помощью исследований случай-контроль и семейных исследований, чтобы определить, связаны ли они с ожирением.

В настоящее время известно несколько полиморфизмов, связанных с ожирением, что подтвердилось сразу в нескольких независимых исследованиях. Например, сообщалось, что полиморфизмы генов LEP и LEPR, уже упомянутые при моногенном ожирении, связаны с предпочтением к сладостям, что может быть дополнительным доказательством роли передачи сигналов лептина при ожирении.

Связанные с ожирением полиморфизмы были выявлены в генах каннабиноидного рецептора 1 (CBR1), дофаминового рецептора 2 (D2R) и серотонинового рецептора 2 (5-HT2), и, поскольку они являются нейрональными рецепторами, это признание подчеркивает важную роль нервной системы в развитии ожирения.

В отличие от этих анализов генов, в скрининговом анализе всего генома используется подход без гипотез, исследующий большое количество образцов, что увеличивает статистическую достоверность. Почти все крупные скрининговые исследования, проведенные до сегодняшнего дня, позволяют предположить, что с ожирением может быть связан полиморфизм гена FTO (жировая масса и ожирение).

Исследования на людях и животных также показали, что этот ген играет роль в контроле аппетита. Предрасполагающий вариант увеличивает потребление пищи и уменьшает чувство сытости. Интересное наблюдение состоит в том, что на эффект предрасполагающего варианта гена влияет физическая активность, так что менее активные пациенты имеют более выраженный аппетит. (Walleyet et al., 2009).

Другое исследование определило, какие области хромосом могут быть связаны с ожирением и какие участки или полиморфизмы могут предрасполагать к ожирению. Для этого ученые изучили шесть различных групп населения (американцев, европейцев, азиатов, африканцев, амишей и индейцев пима). Гены, связанные с ожирением, были обнаружены во всех хромосомах (по крайней мере, в одной из изученных популяций), за исключением Y-хромосомы.

Эпигенетические эффекты

Эпигенетика исследует наследственные изменения в геноме, которые не изменяют нуклеотидную последовательность цепи ДНК. К ним относятся, например, метилирование ДНК, метилирование гистонов и модификация хроматина. Эпигенетический эффект синдрома ожирения давно известен, так же как и геномный импринтинг в развитии синдрома Прадера-Вилли и Ангельмана.

Оба описанных заболевания встречаются очень редко из-за ошибки геномного импринтинга. Это означает, что когда формируются зародышевые клетки, определенные сегменты ДНК подвергаются вторичным изменениям, что приводит к различным последовательностям ДНК от матери и отца. Благодаря импринтингу фрагмент ДНК, унаследованный от одного из родителей, может оставаться активным, то есть может быть выраженным, а другой может терять свою функцию.

То есть, если отцовская хромосома теряет свою функцию, то развивается синдром Прадера-Вилли. Если это происходит с материнской хромосомой, то диагностируется синдром Ангельмана.

Существует также доказательство того, что также способствуют развитию полигенного ожирения родительская наследственность. Но пока провести различие между чисто экологическими эффектами и факторами окружающей среды, выраженными через эпигенетические факторы, сложно. Однако техническая разработка общегеномных анализов позволяет изучать эпигенетические вариации, поэтому ожидается, что мы совсем скоро узнаем гораздо больше о роли эпигенетики при ожирении.

Читайте также:  Новость: Белок на ночь помогает восстановить мышцы и улучшить метаболизм

Ожирение является сложным состоянием, которое может быть вызвано или изменено рядом факторов образа жизни.

Поскольку за последние несколько десятилетий в генетическом фонде человеческого вида не произошло никаких существенных изменений, гены не могут нести ответственность за эпидемическое распространение ожирения в течение короткого периода времени. Развитие привело к ожирению, индуцирующему образ жизни с чрезмерным потреблением энергии и отсутствием физической активности.

Избыточное питание побуждает есть, и многим людям трудно соблюдать диету и постоянно менять свои привычки питания. Хотя генетическая составляющая важна, доказано что основную роль в развитии ожирения играют условия жизни (Holzapfel – Hauner, 2009).

Тем не менее, теперь совершенно ясно, что генетика сильно влияет на эти процессы, именно поэтому существуют очень большие индивидуальные различия в развитии ожирения в одной и той же среде, предрасполагающей к ожирению. Таким образом, понимание генетического фона может приблизить нас к лечению ожирения и предотвращению развития сопутствующих заболеваний.

Мутации вызывают болезни

Иногда даже незначительные генетические аномалии вызывают набор веса при нормальном гормональном фоне. К сожалению, этот тип ожирения очень плохо диагностируется и практически не лечится.

” data-medium-file=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/12/oslozhnenija-ozhirenija-900×563.jpg” data-large-file=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/12/oslozhnenija-ozhirenija.jpg” loading=”lazy” src=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/12/oslozhnenija-ozhirenija-900×563.jpg” alt=”Осложнения ожирения” width=”900″ height=”563″ srcset=”https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/12/oslozhnenija-ozhirenija.jpg 900w, https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/12/oslozhnenija-ozhirenija-768×480.jpg 768w” sizes=”(max-width: 900px) 100vw, 900px” title=”Генетическое ожирение: причины и диагностика”> Осложнения ожирения

Для изучения генетического ожирения во Франции было обследовано 9418 пациентов с лишним весом. «Дефектные» гены обнаружились у 6% больных. Оказалось, что три вида мутаций вызывают постоянное чувство голода, сопровождающееся повышенным уровнем сахара в крови и высоким артериальным давлением.

Выявлен вариант, не сопровождающийся повышенным аппетитом. У таких больных не было постоянного чувства голода, повышенного уровня сахара в крови и высокого АД. Они поправлялись из-за значительного снижения скорости обменных процессов.

Какие проблемы вызывает генетическое ожирение

  • У больных нарушается выделение ещё одного важного белкового элемента, вырабатываемого отделом мозга – гипофизом – нейропептида Y, концентрация которого также должна падать при насыщении и возрастать при чувстве голода. Повышение его уровня приводит к отложению жира в области живота.
  • Постоянное увеличение веса вызывает снижение чувствительности (толерантности) тканей к глюкозе и возникновению сахарного диабета второго типа. Диабетические поражение затрагивает сосуды, снижая их эластичность и приводя к гипертонии.
  • При диабете страдают почки. Организм плохо фильтрует жидкость, которая скапливается в кровяном русле, ещё сильнее повышая артериальное давление.
  • Жир, накапливающийся в области живота, постепенно переходит на внутренние органы. Происходит ожирение печени, приводящее к её жировому перерождению гепатозу и печеночной недостаточности
  • Изучив механизмы ожирения при каждом из генетических нарушений, можно подобрать лечение для пациентов, страдающих наследственной предрасположенностью к лишнему весу, чтобы избавить их от тяжелых осложнений.

Ученые рекомендуют всем больным, страдающим отражением жира в области живота, диабетом, повышенным давлением, особенно если эти проблемы начались детстве, сдать кровь на генетический анализ. Современная медицина может выявить генетические нарушения мешающие похудеть. Это позволит подобрать максимально эффективное лечение.

Физическая активность уменьшает влияние генетических факторов на индекс массы тела (ИМТ) и окружность талии

Генетические способности основаны не только на физических характеристиках, они также влияют на развитие избыточного веса и могут даже влиять на наше отношение и привычки к физической активности. Недавний эксперимент, проведенный финскими экспертами, исследовал именно степень, в которой физическая активность может влиять на индекс массы тела и наименее важный метаболический фактор риска, окружность талии, при генетическом ожирении.

В исследовании «FinnTwin16» были изучены данные о массе тела, росте, окружности талии и характеристиках физической активности более 4300 близнецов, родившихся в период между 1975 и 1979 годами. Также проводился генетический анализ. Наследственность для ИМТ была оценена в 79% для мужчин и 78% для женщин, с 56% и 71% для окружности талии и 55% и 54% для физической активности, соответственно.

В ходе исследования было установлено, что существует обратная связь между физической активностью и окружностью талии как у участников мужского, так и у женского пола, тогда как у женщин физическая активность также коррелирует с индексом массы тела.

Таким образом, физическая активность значительно изменила влияние наследственных факторов на ИМТ и окружность талии.

Следовательно, генетическое предопределение не может быть предлогом для развития избыточного веса или ожирения во всех 100% случаев, поскольку люди с более высоким генетическим риском (например, избыточный вес родителей) могут многое сделать для поддержания своего здоровья, ведя физически активный образ жизни и соблюдая диету.

Рекомендованная Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) физическая нагрузка для взрослых – 30 до 60 минут физических упражнений в день.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: